Лом

[scrap] — пришедшие в негодность или утерявшие эксплуатац. ценность изделия из черных и цв. металлов и сплавов, а тж. образующиеся в процессе их металлургич. производства и металлопереработки отходы, используемые для переплава в металлургических агрегатах. Л. подразделяют на: стальной лом и отходы, чугунный лом и отходы, цветной лом и отходы. Первые два вида наз. «Металлы черные вторичные» и делят по наличию легир. эл-тов на категории: А — углеродистые, Б — легиров.; по показателям кач-ва на 25 видов (кусковые, негабаритные, брикеты из стружки, пакеты, стружка и т.п.); по содерж. легир. эл-тов — на 67 групп. Лом и отходы цв. металлов тж. делят по виду на классы: А — кусковые, Б — стружка, В — порошкообразные, Г — прочие отходы. Кол-во групп по химич. составу свое для каждого металла. Обычно первая группа представляет технич. чистый металл, а последняя — низкокачеств. отходы. Каждую группу подразделяют на сорта, определ. кач-во лома и отходов: содержание металла, степень разделки, засоренность. Кр. того, л. черных и цв. металлов разделяют по источникам образования на амортизац., бытовой, оборотный и т. п. Металлоотходы тж. разделяют по источникам образования и способам использ.: отходы плавильного произва (шлаки, съемы, сплески и др.), прокатного передела (обрезь, окалина, стружка и др.). По способу использов. отходы делят на текущие, оборотные, неперерабатываемые или отвальные безвозвратные потери. Текущие отходы образ, на предприятиях в процессе произ-ва и сдаются заготовит, организациям. Оборотные отходы использ. на предприятиях, где они образ. Отвальными счит. отходы, переработка к-рых существ, в наст, время методами экономич. нецелесообр. Их складируют в сохранные отвалы разд. по каждому виду металлов. Безвозвратные потери — отходы, образ, при коррозии, истирании, чистовой механич. обработке, угаре металлов.
Металлургич. ценность л. опред. возможностью получения (при допуст. отклонениях) расчет, массы и состава жидкого металла из компонентов шихты, загруж. в печь или агрегат. К наиб, ценным сортам лома опре-дсл. кускового или фраки, состава с известным содерж. углерода, легир. эл-тов и примесей, а тж. с вые. насыпной плотностью относят фрагмснтиров. лом, насыпная плотность к-рого достигает 6,5 т/мэ. Аналогичным уровнем кач-иа хар-ризустся амортизац. лом сети рудничных, трамвайных, железных дорог и метрополитена, а тж. оборотный лом и скрап, образ, на данном металлургич. предприятии или при условии сбора и хранения лома и отходов (стружки, шлама) в прокатных и кузнечных цехах по отд. маркам и группам стали. Насыпная плотность кускового лома 2,5—3,5 т/м3. При помарочном сборе эффективность утилизации легир. эл-тов (W, Mo, Ni, Cr, Mn, V, Nb) и ценность лома возрастают практич. пропори, содержанию в нем каждого из указ, легир. эл-тов. Ценность брикетов из стружки и отходов шлифования зависит от кажущ. плотности и может достигать в смешанных брикетах уровня 90 % стоимости кускового л. Пакеты из обрези и высечки, образ, из листового металла в прессовых цехах автомоб. з-дов относят к легковесному лому, их стоимость зависит от кажущ. насыпной плотности, иызыв. нсобход. в одной или диух операциях подвалки шихты для достиж. задан, массы завалки. Наим. ценные составляющие шихты — неподготовл. стружка и отходы силового шлифования литых и катаных заготовок, сутунок, подката и калибров, металла, а тж. дробленая стружка метал-лообраб. и ремонтно-механич. цехов. Долю этих составл. в шихте сталеплавильных печей обычно ограничивают допуст. пределами (10-12 %).
В шихте домен, печей возможна переработка кусков и пакетов лома, содержащего эмалированные и оцинкованные отходы, а тж. ржавой и спекшейся стальной и чугунной стружки, гранул, дроби и зашлакованного скрапа. Такие составляющие шихты домен, печей получили название доменного присада.
Существ, преимущ. получения, напр., цв. металлов из отходов по сравн. с их получением из рудного сырья.
амортизационный лом [obsolete (dormant) scrap] — подготовл. для использования в кач-ве металлич. части шихты плавильных металлургич. агрегатов и печей эл-ть/ (части) металлоконструкций вышедших из строя зданий, сооружений, машин, орудий труда, судов, рудничных, трамвайных и ж.-дорожных путей, подвижного состава, военной, авиац., ракетной и космич. техники, горной и нефтяной промышл-ти, газонефтепроводов, линий энергоснабжения, коммун, хоз-ва и бытовой техники.
Разнообр. форм, габаритов и источников амортизац. лома требует разных средств и технологий его подготовки к переплаву (от демонтажа и применения огневой резки до дробления взрывом, в молотовых дробилках, вкл. криоген. обраб. лома с получением фрагментарного лома), а тж. пакетирование (прессование) и брикетирование. Обязат. этапом нач. стадии технологии перераб. вышедших из строя машин и агрегатов атомноэнергетич., химич. и оборонной техники д. б. операции дезактивации и удаления до безопасного уровня загрязнений радиоакт., химич., горючими и взрывоопасными веществами. Сосуды всех типов и размеров (баллоны, баки, бочки и детали, содерж. полости: двигатели внутр. crop., коробки передач, редукторы) очищают от содержимого, в т. ч. от воды или льда и снега в зимнее время, а в их корпусах прорезают отверстия, обеспеч. осмотр внутр. части полости. Массив, предметы (станины, поддоны, корпуса танков, судов), раздел, методом взрывного дробления, проверяют на полное отсутствие остатков взрывчатых веш-в;
бытовой лом [household scrap] — вышедшие из строя предметы долгосроч. использ. (холодильники, стиральные и швейные машины, телевизоры и т. п.), банки из-под консервов, напитков, металлич. пробки, крепежные детали, гвозди и т.д. Суточная норма этого вида отходов постоянно растет и в крупных городах превышает 0,5 кг/сут на одного жителя. Вые. доля олова, цв. металлов и их сплавов в б. л. не допускает его перераб. без предварит, подготовки. Один из эффект, способов подготовки — обжиг и оплавление лома в муссоросжигат. печах, в ходе к-рого из лома удаляют и собирают в углубления подовой части зольников легкоплавкие металлы и сплавы, а тж. очищают полости банок от пищевых* остатков. После прессов, обож. и оп-лавл. банок, (после удаления меди проводов) получают кондиц. пакеты для использов. в кач-ве компонентов металлошихты плавильн. агрегатов. Корпуса холодильников, стиральных и швейных машин, раковины из чугуна и нерж. стали перерабат. в молотковых дробилках с послед, магн. сепарацией или тж. обжигают в мусоросжигат. печах для удаления красок и эмали перед прессов, в пакеты. Из б. л. получают ок. 30 % ежегодно потребл. свинцового припоя, цинка и сплавов меди. Самостоят, интерес представляют методы утилизации драг, металлов из деталей телерадиоаппаратуры.
Для сбора б. л. раздельно от стеклотары, пищевых отходов и пластиков во дворах соврем, городов организуются пункты раздельного складирования указ, видов отходов; рег-ламентир. опред. дни месяца для выноса обновляемой мебели и телеради'оаппаратуры, что позволяет утилизировать их для использов. по прямому назнач.;
военный лом [ordnance (military) scrap] — все виды выбракованной военной техники: суда, подводные лодки, танки, бронетранспортеры, артиллерийские, ракетные и минометные установки, самолеты, вертолеты, автомашины, стрелковое оружие, ракеты, бомбы, снаряды, баллоны, бочки и боеприпасы всех видов (патроны, гранаты и т.п.).
Разделку любого вида подвижного или летающего транспорт, средства начинают с удаления боеприпасов, топлива и химич. вещ-в. Затем удаляют яд. топливо и демонтируют яд. реакторы. Все удал, радиоакт. источники, превыш. допуст. уровень излучения специализир. транспортом в толстостенных герметич. закрытых контейнерах перевозят в места захоронения радиоакт. отходов в районах, не под-верж. частым и сильным землетрясениям, в толще тв. скальных пород, вдали от насел, пунктов и источников рек. После удаления боеприпасов и всех видов оружия и дезактивации источников радиац., химич. и бактерио-логич. загрязнения удаляют жидкости из тормозных и противооткатных устройств, систем гидроподвески. Осн. вид разделки военной техники — газокислородная резка с применением флюса (при необ.) или взрывное дробление. Одной из наиб, сложных явл. разделка судов. Это обусловлено не только многообразием металлич. конструкций корпуса судна (переборки, шпангоутные рамы, дни-щевый набор), обилием машин (турбины, дизели, электродвигатели, компрессоры, насосы), аппаратов (паровые котлы, опреснители, холодильники, сепараторы) и двигателей, но и разветвл. сетями силовой, осветит, и телефон, связи, обилием паропроводов, газо- и воздухопроводов и систем пожаротушения, трубы к-рых изолир. асбестом с обшивкой из окраш. масляной краской парусины. Кроме того, в конце срока эксплуатации листы корпуса успевают сильно прокорроди-ровать, что тж. осложняет работу по его демонтажу. Там, где внутр. части корпуса судна доступны для покраски, скапл. натеки смоляных лаков и масляной краски, горящие при работе газокислородных резаков. Демонтаж начинают с удаления деревянных конструкций, вспомогат. машин и агрегатов, затем демонт. гребные винты и гл. машины, сохраняя плавучесть судна. Корпуса демонт. с учетом класса и водоизмещения судна и наличия кранового оборудов., в т. ч. стационарных или плавучих доков. При разделке брониров. корпусов применяют дробление взрывом;
габаритный лом [(standard) size scrap] — л., габариты к-рого соответст. требованиям загрузки металлургич. печей;
кусковой лом [bulk scrap] — раздел, л. металлов и сплавов, размеры к-рого не превышают установл. Насыпная плотность кускового лома черных металлов 2,5—3,5 т/м3;
легковесный лом [light (lightweight) scrap] — л. с низкой объемной плотностью, напр, пакеты из обрези и высечки, образ, из лист, металла в прессовых цехах автомоб. заводов;
оборотный лом [plant (process, return, circulating, home, domestic) scrap] — л., образующийся на разных стадиях технологич. процесса на металлургич. предпр. В состав о. л. входят браков, слитки, недоливки, обрезь головной и хвост, (некондиц.) частей непрерыв-нолитых заготовок и слябов, головная и хвост, обрези сорт, и полос, проката; при условии помарочного сбора и хранения компонентов о. л. он представляет наиб, ценные (после шихтовых слитков) составл. металлошихты плавильных агрегатов и печей. Кроме лома, в процессе металлургич. произ-ва образ, др. оборотные отходы: скрап, прокатная окалина, сварочный шлак, пыль от абразивной зачистки и т. п. К оборотным отходам м. б. отнесены шламы систем мокрой газоочистки плавильных печей и установок внепеч-ной обработки стали, пыль, накапл. в пыле-сборниках систем газоочистки с рукавными или электрофильтрами, если на данном предприятии реализованы процессы их утилизации;
пакетированный лом [baled (bundle) scrap] — л., подготовл. для загрузки в плавильные агрегаты в виде пакетов, спрессов. двух- или трехсторонним сжатием, из легковес, отходов текущего произ-ва (обрезь, высечка, стружка) или из корпусов вышедших из строя агрегатов и машин, включая разные емкости (баки, бочки, канистры и т. п.). Наиб, ценны пакеты, получ. из чистых лист., полос, и мелкосортных отходов и обрези, образ, в цехах прокатных и трубного произ-ва, а тж. в куз-нечнопрессовых цехах машиностроит. з-дов. В шихте для получения таких пакетов не д. б. углеродистой стружки, обрези и отходов эма-лиров., луженого и оцинков. металла и металла, плакиров. цв. металлами, Ni и Сг. До-пуст, размеры пакетов 2000x1050x750 мм при кажущейся плотности 1,2—1,8 т/м3. Кроме того, успешно применяют пресс-ножницы, разрез, смятые в двух взаимно-перпендик. на-правл. прямоуг. прессовки на три-четыре части с получением пакетов до 1050x750x700 мм. Пакеты из кузовов вышедших из строя легковых автомобилей и др. легковес, крупнога-барит. лома, получ. трехсторон. прессов, на гидравлич. прессах или сформиров. на пресс-ножницах после двухсторон. прессования, как правило, используют в шихте молотковых дробилок. При ударном дроблении спрессов. лист, металл превращ. в мелкочешуйчатый фрагметиров. л. с достаточно очищ. от лакокрасочных и эмальпокрытий поверхностью.
Фракции этих покрытий отделяют магн. сепарацией или отдувом с удалением запыл. воздуха в систему газоочистки. Пакеты амор-тизац. лома, содерж. детали изделий из лист, металла с покрытиями из олова, цинка, меди и т. п., используют, как правило, в шихте домен, печей, поскольку затраты на их переработку полиградиентной сепарацией не только дороги, но и недостат. эффективны;
сложный лом [mixed scrap] — л. вышедших из строя или списан, машин и агрегатов, сост. из конструкт, элементов, выполн. из разнородных материалов. Наиб, распростран. примером могут служить двигатели внутр. сгорания, в т. ч. судовые дизели, турбореактивные двигатели летат. аппаратов с турбонасосны-ми агрегатами, многоступенч. турбосиловые установки и т. п. Демонтируют такие агрегаты и машины с примен. газокислородной резки и оплавления или вытапливания частей из легкоплавких металлов и сплавов (алюминия, бронзы). При демонтаже отделяют трубопроводы из меди и дюзы из титана, а тж. из лопатки турбин многокомпонентных сплавов;
фрагментированный лом [fragmented (crushed) scrap] — продукт переработки отходов штамповки автомоб. листа или кузовов легк. автомоб. после их демонтажа и смятия в гид-равлич. прессах или на пресс-ножницах. Молотковые дробилки средней и малой мощности успешно используют для дробления вью-нообразной стружки. Высокие частота и энергия соударения частичек дробимого металла с подвижными и неподвиж. молотками, с корпусом дробилки и м-ду собой приводит к отслаиванию и удалению лакокрас. покрытий с поверхности автолиста при переработке кузовов старых автомоб., что обеспеч. получ. чистого мелкого лома. Размеры частиц не превышают 10 мм. Ф. л. легко транспортировать по вибролоткам и трубам систем непрер. загрузки дуговых печей, его насыпная плотность после виброуплотнения может достигать 6,5— 7 т/м3. Ф. л. практич. не содержит посторон. примесей и пригоден для утилизации методом повторного составления. В отд. случаях целесообр. дробление предварит, охлажд. пакетов — криогенное дробление лома. В частности, при охлаждении колес автомобилей (без демонтажа изнош. покрышек) до —70 'С удается эффективно извлекать металл корда и удалять резину в систему газоочистки.