Оператор прокатного производства

 

ПРОФЕССИЯ: ОПЕРАТОР ПРОКАТНОГО ПРОИЗВОДСТВА
 
 
 
 
 
ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Издание официальное
.
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
______________________________________________________________________
Образование: начальное профессиональное образование
Education: initial vocational education
Профессия: оператор прокатного производства               ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002
Profession: roller production оperator
______________________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии “Оператор прокатного производства” (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99 г. №1362, и включает документы:
а) профессиональную характеристику;
б) федеральный компонент содержания образования.
Содержание общетехнического цикла обучения определяется стандартами по предметам: “Черчение” (ОСТ 9 ПО 03.03.01-96), “Автоматизация производства” (ОСТ 9 ПО 03.02-97), “Электротехника” (ОСТ 9 ПО 03.01-96) и блока учебных элементов по предмету “Материаловедение” (ОСТ 9 ПО 03.04.01-95); общепрофессионального (отраслевого) цикла — соответствующим стандартом для профессий металлургической промышленности (ОСТ 9 ПО 02.(78-85)-99), которые издаются отдельными выпусками.
Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.
С. 2   ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002
В структуре федерального компонента содержания образования (профессионального цикла) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.
Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:
1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);
2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;
3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
При изложении федерального компонента принят следующий порядок:
- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;
- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;
- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;
- узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;
- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;
ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002   С.3
- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;
- уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.
Стандарт начального профессионального образования межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.
 


 
С.4 ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 
1. Профессия начального профессионального образования
Оператор прокатного производства.
 
Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):
- вальцовщик профилегибочного агрегата (4 разряд);
- вальцовщик стана горячей прокатки (4 разряд);
- вальцовщик стана холодной прокатки (4 разряд);
- оператор поста управления стана горячей прокатки (4 разряд);
- оператор поста управления стана холодной прокатки (4 разряд);
- оператор профилегибочного агрегата (4 разряд).
 
2. Назначение профессии
Оператор прокатного производства участвует в технологическом процессе производства проката, осуществляет техническую эксплуатацию применяемого оборудования, машин и механизмов.
 
3. Квалификация
В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия “Оператор прокатного производства”относится к 3-ей ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.
 
 
 
ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002 С.5
 
Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.
 
4. Содержательные параметры профессиональной деятельности

Практические основы
профессиональной деятельности
Теоретические основы
профессиональной деятельности
1
2

 
Профессиональные параметры

Участие в ведении технологического процесса производства проката.
Технология   прокатного производства.
Материаловедение.
 
 
Осуществление технической эксплуатации применяемого оборудования, машин и механизмов.
Оборудование для прокатного производства и правила его технической эксплуатации.
 
 
Выявление и устранение неисправностей в работе обслуживаемого оборудования, участие в его ремонте.
Технология выявления и устранения неисправностей, ремонт обслуживаемого оборудования.
Основы и технология слесарных работ.
Основы электротехники.
 
 

.
С.6 ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002
 

1
2
Соблюдение правил безопасности труда, промышленной санитарии, противопожарной безопасности.
Охрана труда.
Специальные параметры
 
Профессия: вальцовщик профилегибочного агрегата
 
Подача рулонов к стану, снятие упаковочной полосы с рулонной заготовки.
Правила подачи рулонов к стану и обработки рулонной заготовки.
Наблюдение за движением рулонов на цепном транспортере разматывателя и задачей конца рулона на скребковый или магнитный отгибатель.
Основы процесса профилирования металла.
Принцип работы профилегибочного агрегата.
Упаковка готового профиля в пачки и подача их на весы для взвешивания.
Правила упаковки готового про-филя.
Сортамент и марки стали, из которых изготавливают прокат.
Строповка пачек для транспортировки на склад.
Правила строповки готовой продукции.

 
 
 
ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002 С.7
 

1
2
   Участие в наладке валков, установке упора на заданную длину и ширину пачек.
    Правила наладки валков, установки упора на заданную длину и ширину пачек.
 
 
   Ведение технологического процесса профилирования металла различных марок и профилей на черновых и средних группах клетей непрерывного многоклетьевого профилегибочного агрегата.
    Технологический процесс профилирования металла.
 
 
   Наблюдение на обслуживаемых клетях за состоянием поверхности валков и их охлаждением, скоростью профилирования металла и давлением в клетях, подачей технологической смазки.
    Устройство и правила технической эксплуатации оборудования черновых и средних групп клетей профилегибочного агрегата и контрольно-измерительных приборов.
    Требования, предъявляемые к поверхности валков.
 
 
   Участие в перевалке рабочих валков и направляющих роликов, наладке агрегата, правильной машины, летучих ножниц.
Устройство и правила технической эксплуатации агрегата, правильной машины, летучих ножниц.
Порядок перевалки валков и направляющих роликов.
 

 
 
 
 С.8 ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002 
 

1
2
 
 
Профессия:    вальцовщик стана горячей прокатки
 
Ведение технологического процесса прокатки горячего металла разных марок стали, профилей и сечений на отдельных группах клетей или отдельных клетях линейных среднесортных и мелкосортных станов.
Технологический процесс прокатки металла на обслуживаемых станах.
Виды и причины пороков металла при прокатке.
 
 
Регулирование на обслуживаемых клетях положения валков и темпа прокатки в зависимости от прокатываемых марок и профилей металла.
Коэффициент вытяжки и нормы расхода металла по маркам стали.
 
 
Подача раскатов в валки и наблюдение за их выходом из валков.
Силы, действующие при захвате металла валками.
 
 
Управление механизмом нажимного устройства на толсто- и тонколистовых и дуо-нереверсивных станах.
Устройство и принцип работы нажимного устройства.

 

 
ОСТ 9 ПО 02.13.6-2002 С.9
 
1
2
Наблюдение за температурой металла, правильностью профиля прокатываемого металла и осуществление отдельных замеров его.
Порядок наблюдения за температурой металла.
Правила заме