Контролер станочных и слесарных работ

СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 ОБРАЗОВАНИЕ: НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
 ПРОФЕССИЯ: КОНТРОЛЕР СТАНОЧНЫХ И СЛЕСАРНЫХ РАБОТ
 
ОСТ 9 ПО 02.2.9-2000
 
   
Издание официальное
СОГЛАСОВАНО                                                                               УТВЕРЖДАЮ
Управление кадровой                                                      Заместитель Министра
политики             Министерства                                     образования Российской
Экономики Российской                                   Федерации
Федерации                                                                        
                                                                                                                     В.А. Болотов
 
"              " ___________ 2000 г.                                  "         "    ___________2000 г.
 
 
 
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЕ
 
Начальное профессиональное образование
 Initial vocational education
Профессия: Контролер станочных и слесарных работ
Profession: Controller of instrumental and fitting work
 ОСТ 9 ПО 02.2.9-2000
Дата введения _________________
  
Пояснительная записка
к федеральному компоненту Государственного образовательного
стандарта начального профессионального образования
по профессии “Контролер станочных и слесарных работ ”:
 
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования по профессии “Контролер станочных и слесарных работ” включает документы:
а) профессиональную характеристику;

 

б) федеральный компонент содержания отраслевого и профессионального циклов обучения.
Организация обучения по профессии осуществляется на основе Перечня профессий начального профессионального образования.
Документы, определяющие федеральный компонент содержания общетех-нического цикла обучения представлены в виде стандарта по предмету: “Черчение”, который издается отдельным выпуском.
При организации обучения лиц, имеющих основное общее образование и получающих в учреждениях начального профессионального образования среднее (полное) общее образование, необходимо дополнительно руководствоваться документами, определяющими федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (с учетом профиля подготовки).
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а так же их теоретические основы.
В структуре федерального компонента содержания общетехнического, отраслевого и профессионального циклов обучения выделены блоки учебного материала (общетехнический, отраслевой, общепрофессиональный и профессиональный), предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.
Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней:
1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой).
2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.
3 уровень - продуктивное действие, то есть создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации, на основе изученных ранее типовых действий.
При изложении содержания федерального компонента принят следующий порядок:
- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;
- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;
- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;
- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;
- уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения по профессии “Контролер станочных и слесарных работ” разрабатываются образовательными учреждениями НПО на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию, а также программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Минобразования России и с учетом национально-региональных условий.
Требования к результатам обучения (содержательные параметры дея-тельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и уровни их усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттестации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам документов государственного образца об уровне образования и квалификации.
Данный Стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии как в государственных, так и негосударственных структурах независимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
 
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
 
            1.ПРОФЕССИЯ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:         Контролер станочных и слесарных работ
    ПРОФЕССИИ ПО ОК 016-94:
                                - Комплектовщик изделий и инструмента (3 разряд)
- Контролер станочных и слесарных работ (3 разряд)
 
2. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОФЕССИИ
Осуществление контроля и приемки деталей после механической и слесарной обработки, узлов конструкций и рабочих механизмов после их сборки; комплектование машин, механизмов, приборов и аппаратов и проверка наличия полного комплекта деталей в собранном изделии, подготовленном для отправки.
 
3. КВАЛИФИКАЦИЯ
В системе непрерывного профессионального образования профессия “Контролер станочных и слесарных работ” относится к третьей ступени квалификации.
Уровень общего образования, требуемый для получения профессии начального профессионального образования - среднее (полное) общее; уровень профессионального образования – начальное профессиональное образование.
Тарификация работ (разряд) образовательным учреждением в соответствии с действующей системой тарификации.
Повышение квалификации контролера станочных и слесарных работ осуществляется:
- в образовательных учреждениях и на предприятиях для обновления и расширения знаний и умений, а также для достижения более высокой квалификации в данной сфере профессиональной деятельности.
 
4. Содержательные параметры профессиональной деятельности.
 

Виды профессиональной
деятельности
Теоретические основы
профессиональной деятельности
1
2
ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Выполняет контроль деталей, сборочных единиц, узлов и механизмов согласно чертежам.
Классификация, назначение, основные характеристики контрольно-измерительных инструментов и приборов и приемы пользования ими.
Основные сведения о деталях машин и механизмов, требования, предъявляемые к ним.
Виды соединений деталей, материалы и конструктивные элементы, используемые при соединении деталей.
Устройство и принцип работы контролируемых узлов, механизмов и сборочных единиц.
Основные сведения о технологии машиностроения.
Технологический процесс слесарной обработки.
Слесарные операции, их назначение, приемы и правила выполнения, используемый рабочий инструмент и приспособления.
Наиболее вероятные дефекты слесарной обработки.
Основы резания металлов на металлорежущих станках.
Металлорежущие станки и работы, выполняемые на них.
Основные дефекты при обработке деталей на металлорежущих станках.
Принцип взаимозаменяемости деталей и сборочных единиц.
Система допусков и посадок. Квалитеты и параметры шероховатости.
Наименование, маркировка материалов, из которых изготавливаются детали машин и механизмов.
Технология сборочных работ.
Технологическая документация на сборку.
Основные виды дефектов при выполнении сборочных работ.
Устройство приспособлений для подъема и перемещения деталей при сборке.
Ведет и оформляет документацию по учету принятой продукции.
Техническая документация на приемку и учет принятой продукции, правила ее ведения и оформления.
Читает чертежи.
Правила чтения чертежей.
Обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических требований, норм и правил по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности.
Правила охраны труда, производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности.
Выполняет правила гигиены и производственной санитарии.
Физиолого-гигиенические основы трудового процесса.
Основные положения Законодательства по охране труда.
Анализирует экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности.
Экономика отрасли и предприятия.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Профессия: Комплектовщик изделий и инструмента
Комплектует машины, механизмы, приборы и аппараты по чертежам с применением контрольно-измерительного инструмента, аппаратов и приборов, а также по спецификациям, ведомостям, каталогам и прейскурантам.
Правила комплектования сложных изделий по чертежам, спецификациям, каталогам, прейскурантам.
Наименование и свойства комплектуемых материалов.
Система условных обозначений и нумерация комплектуемых деталей.
Перечень заказов на комплектуемую продукцию.
Последовательность сборки комплектуемых узлов, машин, аппаратов и приборов.
Проверяет наличие полного комплекта деталей в собранном узле, подготовленном для отправки.
Содержание комплектно-отгрузочных ведомостей и спецификаций.
Комлпектует техническую документацию на сложные изделия и машины.
Правила комплектования технической документации на сложные изделия и машины.
Получает детали, узлы, материалы и изделия, необходимые для комплектования, пополняет запасы по мере надобности и контролирует их использование.
Правила укладки, транспортировки, хранения и упаковки комплектуемой продукции.
Межцеховая и внутрицеховая кооперация по обработке комплектуемых изделий и машин.
Оформляет приемосдаточную документацию и учитывает прохождение изделий и узлов согласно графику.
Правила учета прохождения изделий и узлов согласно графику.
Порядок оформления установленной документации.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Профессия: Контролер станочных и слесарных работ
Выполняет контроль и приемку деталей средней сложности после механической и слесарной обработки, сборочных единиц, узлов и рабочих механизмов после сборочных операций согласно чертежам и техническим условиям.
Технические условия на приемку деталей.
Методы проверки прямолинейных поверхностей оптическими приборами, лекалами, шаблонами, при помощи водяного зеркала, струной, микроскопом и индикатором.
Средства и методы измерения углов и конусов.
Назначение и условия применения сложного контрольно-измерительного инструмента и приборов.
Приборы и методы контроля резьб и зубчатых колес.
Приборы для контроля цилиндрических поверхностей.
Средства и методы контроля шероховатости поверхности.
Порядок учета и анализа дефектов.
Организация технического контроля на предприятии.
Технология контроля в механических цехах.
Технология контроля качества сборочных работ.
Технические требования на основные материалы и полуфабрикаты, поступающие на обслуживаемый участок.
Проводит испытания ответственных узлов, конструкций и частей машин с применением сборочных кондукторов и универсальных приспособлений: плит, призм и угольников, струбцин, домкратов; проверяет и испытывает отдельные агрегаты на стендах при помощи необходимых контрольно-измерительных приборов.
Технические условия на проведение испытаний узлов и конструкций средней сложности после слесарно-сборочных операций, механической и слесарной обработки.
Устройство сборочных кондукторов, приборов, испытательной аппаратуры и стендов.
Классифицирует дефекты по их виду, устанавливает причины их возникновения и своевременно принимает меры к их устранению.
Наиболее вероятные дефекты деталей после механической и слесарной обработки, их классификация, причины их возникновения и способы устранения.
Наиболее вероятные дефекты сборки сборочных единиц, узлов и механизмов, их классификация, причины возникновения и способы устранения.
Ведет журнал испытаний.
Порядок оформления и ведения журнала испытаний.

 
 
 
5. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
 
Возраст приема на работу по профессии - не моложе 18 лет.
Пол - не регламентирован.
Медицинские ограничения регламентированы Перечнем противопоказаний Минздрава Российской Федерации.


Федеральный компонент содержания
отраслевого и профессионального циклов
обучения
 

№№
п/п
Учебные элементы и уровни их усвоения
1. Отраслевой блок
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
Материаловедение
Допуски и технические измерения
Технология машиностроения
Автоматизация производства
Экономика отрасли и предприятия
2. Общепрофессиональный блок
2.1.
Основы слесарной обработки металла
2.1.1.
 
Основные слесарные операции (разметка, рубка, правка, гибка, резка, опиливание, сверление, зенкерование, зенкование, развертывание): назначение, сущность, способы выполнения.
Слесарный инструмент и приспособления: виды, назначение, приемы пользования.
Контроль качества выполнения слесарных работ (2): наиболее вероятные дефекты, методы и средства их обнаружения и исправления.
Требования к организации рабочего места и безопасности выполнения слесарных операций.
Выполнение размерной обработки деталей.
Выполнение контроля качества слесарной обработки (2).
 
 
2.1.2.
Обработка резьбовых поверхностей.
Резьбы: типы, основные элементы и профили, применение.
Способы обработки резьбовых поверхностей.
Резьбонарезной и резьбонакатный инструмент: виды, назначение, конструктивные элементы, приемы пользования.
Дефекты при нарезании резьбы (2), способы их выявления (2) и меры предупреждения (2).
Нарезание наружных и внутренних резьб на отдельных и сопрягаемых деталях ручным и ручным механизированным инструментом.
Выполнение контроля качества нарезания наружных и внутренних резьб (2).
 
2.1.3.
Пригоночные операции слесарной обработки (припасовка, шабрение, притирка, доводка): назначение, сущность, способы выполнения.
Рабочий инструмент и приспособления: виды, назначение, приемы пользования.
Контроль качества выполнения работ (2): возможные дефекты, способы и средства их обнаружения и устранения.
Выполнение контроля качества пригоночных работ.
 
2.1.4.
Технологический процесс слесарной обработки: понятие, требования к процессу, порядок его разработки, принципы выбора режущего и измерительного инструмента и приспособлений, определение операционных припусков и допусков на промежуточные размеры.
 
2.2.
Основы резания металлов на металлорежущих станках
2.2.1.
Процесс механической обработки металла резанием: понятие, сущность, виды, движения при резании, геометрические параметры резца, скорость резания, теплообразование при резании.
Смазочно-охлаждающие жидкости: виды, назначение.
Металлорежущие станки: классификация, назначение.
 
2.2.2.
Точение: назначение и применение.
Станки токарной группы: классификация, назначение.
Токарно-винторезные станки: назначение, устройство, принцип действия, правила управления станком.
Режущий инструмент: виды, назначение.
Техника и технология выполнения токарных работ.
Контроль качества обработанных поверхностей (2): возможные дефекты токарной обработки и средства их обнаружения и устранения.
Выполнение контроля качества токарной обработки (2).
 
2.2.3.
Фрезерование: назначение и применение.
Фрезерные станки: виды, устройство, принцип действия, выполняемые работы, правила управления.
Классификация фрез.
Техника и технология выполнения фрезерных работ.
Контроль качества обработанных поверхностей (2): возможные дефекты фрезерования, способы и средства их обнаружения и устранения.
Выполнение контроля качества фрезерной обработки (2).
 
2.2.4.
Строгание: назначение и применение.
Строгальные, долбежные и протяжные станки: назначение.
Поперечно-строгальные станки: назначение, устройство, принцип действия, выполняемые работы, правила управления станком.
Строгальные резцы: виды, особенности.
Техника и технология строгания на станках.
Контроль качества обработанных поверхностей (2): возможные дефекты обработки на строгальных, долбежных и протяжных станках, способы и средства их обнаружения и устранения.
Выполнение контроля качества обработки на строгальных, долбежных и протяжных станках (2).
 
2.2.5.
Шлифование: назначение и применение.
Шлифовальные станки: классификация, устройство, принцип действия, выполняемые работы, правила управления.
Шлифовальные круги: понятие, виды.
Техника и технология шлифования.
Хонинговальные станки: основные работы, выполняемые на них.
Выполнение шлифования на плоскошлифовальных станках.
Контроль качества обработанных поверхностей (2): возможные дефекты обработки на шлифовальных станках, способы и средства их выявления и устранения.
Выполнение контроля качества шлифования (2).
 
2.2.6.
Зуборезные станки: назначение, классификация.
Методы копирования и огибания (обкатки) на зубострогальных, зубодолбежных и зубофрезерных станках: понятие.
Отдельчные операции при обработке зубчатых колес (шевингование, обкатка, доводка): понятие.
Технические требования, предъявляемые к зубчатым зацеплениям (2).
Контроль качества зубчатых зацеплений (2): виды дефектов, причины их возникновения, способы и средства их выявления и устранения.
Выполнение контроля качества зубчатых зацеплений (2).
 
2.2.7.
Зубошлифовальные и резьбошлифовальные станки: назначение, классификация.
Способы шлифования цилиндрических и конических зубчатых колес.
Методы шлифования профиля резьбы.
Достигаемая точность обработки и параметры шероховатости.
Контроль качества обработки (2): виды и причины дефектов, способы и средства их выявления и устранения.
Выполнение контроля качества обработки зубчатых колес (2).
 
2.3.
Сведения из технической механики
2.3.1.
Кинематические пары и кинематические схемы механизмов. Понятие и типы кинематических пар. Правила чтения кинематических схем.
 
2.3.2.
Детали машин и сборочные единицы: понятие, классификация (2), назначение, требования (2), эксплуатационные характеристики, применение.
 
2.3.3.
Соединение деталей: понятие, виды разъемных и неразъемных соединений (2), назначение, характеристики, достоинства, недостатки, область примерения.
 
2.3.4.
Механизмы для передачи вращательного движения: виды (2), назначение (2), устройство (2), условные обозначения на кинематических схемах (2), достоинства и недостатки, область применения.
Механизмы для преобразования движения: виды (2), назначение (2), устройство (2), условные обозначения на кинематических схемах (2), достоинства и недостатки, область применения.
 
2.4.
Технология слесарно-сборочных работ
2.4.1.
 
Общая технология сборки: требования к подготовки деталей, методы и последовательность сборки, требования к сборке (2), техническая документация на сборку.
 
2.4.2.
Сборка неразъемных соединений (клепка, пайка, лужение, склеивание, соединения с гарантированным натягом, сборка под сварку): способы, используемые материалы, приспособления, инструмент, последовательность и техника выполнения.
Контроль качества сборки (2): методы и средства. Наиболее вероятные дефекты (2), меры их предупреждения (2) и устранения (2).
Выполнение сборки неразъемных соединений.
Выполнение контроля качества сборки неразъемных соединений (2).
 
2.4.3.
Сборка неподвижных разъемных соединений (резьбовых, шпоночных, шлицевых, штифтовых): способы, используемое оборудование, приспособления, инструменты, последовательность и техника сборки.
Контроль качества сборки (2): методы и средства. Наиболее вероятные дефекты (2), методы их предупреждения (2) и устранения (2).
Выполнение сборки неподвижных разъемных соединений.
Выполнение контроля качества сборки неподвижных разъемных соединений (2).
 
2.4.4.
Сборка механизмов передачи вращения: способы и последовательность сборки, используемое оборудование, инструменты и приспособления.
Контроль качества сборки (2): наиболее вероятные погрешности сборки и причины их возникновения, методы и средства их выявления и устранения.
Выполнение контроля качества сборки механизмов передачи вращения (2).
 
2.4.5.
Сборка механизмов преобразования движения: способы и последовательность сборки, используемое оборудование, инструменты и приспособления.
Контроль качества сборки (2): наиболее вероятные погрешности сборки и причины их возникновения, методы и средства их выявления и устранения.
Выполнение контроля качества сборки механизмов преобразования движения (2).