Аппаратчик-оператор коксохимического производства
ПРОФЕССИЯ: АППАРАТЧИК-ОПЕРАТОР КОКСОХИМИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДСТВА
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
Издание официальное
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Образование: начальное профессиональное образование
Education: initial vocational education
Профессия: аппаратчик-оператор ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 коксохимического производства
Profession: coke chemical production operator
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Стандарт начального профессионального образования Российской Федерации по профессии “Аппаратчик-оператор коксохимического производства” (федеральный компонент) разработан в соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.99г. №1362, и включает документы:
9а) профессиональную характеристику;
б) федеральный компонент содержания образования.
Содержание общетехнического цикла обучения определяется стандартами по предметам: “Черчение” (ОСТ 9 ПО 03.03.01-96), “Автоматизация производства” (ОСТ 9 ПО 03.02-97), “Электротехника” (ОСТ 9 ПО 03.01-96) и блоком учебных элементов по предмету “Материаловедение” (ОСТ 9 ПО 03.04.01-95); общепрофессионального (отраслевого) цикла - соответствующим стандартом для профессий металлургического производства (ОСТ 9 ПО 02 (77-89)-99), которые издаются отдельными выпусками.
Содержание общеобразовательной подготовки при освоении профессии начального профессионального образования определяется федеральным компонентом среднего (полного) общего образования.
С. 2 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры в виде практических и теоретических основ деятельности.
В структуре федерального компонента содержания образования (профессионального цикла) выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием определенных уровней их усвоения.
Названия учебных элементов в стандарте указывают на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
Стандарт начального профессионального образования предусматривает использование следующих уровней усвоения:
1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов и выполнение профессиональной деятельности с опорой (подсказкой);
2 уровень - самостоятельное выполнение (по памяти) типовой деятельности;
3 уровень - создание и выполнение алгоритма нетиповой деятельности.
При изложении содержания федерального компонента принят следующий порядок:
- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;
- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 3
- узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому они относятся;
- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;
- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;
- уровень усвоения, отличный от первого уровня, указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения разрабатываются образовательными учреждениями начального профессионального образования на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), настоящего стандарта на профессию и с учетом примерной учебно-программной документации, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования Российской Федерации, а также национально-региональных условий.
Стандарт начального профессионального образования имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по данной профессии как в государственных, так и негосударственных образовательных учреждениях и имеет юридическую силу во всех субъектах Российской Федерации.
С. 4 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Профессия начального профессионального образования
Аппаратчик-оператор коксохимического производства.
Профессии по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94):
– | профессии аппаратчиков, включенные в ЕТКС, выпуск 7 (4 разряд); |
– | газовщик коксовых печей (5 разряд); |
– | люковой (6 разряд); |
– | машинист коксовых машин (6 разряд); |
– | машинист коксопогрузочной машины (4 разряд); |
– | |
– | машинист электровоза тушильного вагона (4разряд). |
2. Назначение профессии
Аппаратчик-оператор коксохимического производства ведет технологический процесс коксохимического производства, осуществляет техническую эксплуатацию оборудования, механизмов и приборов коксовой печи и контроль за их работой.
3. Квалификация
В соответствии с Перечнем профессий начального профессионального образования профессия “Аппаратчик-оператор коксохимического производства” относится к 3-ей ступени квалификации и предполагает получение среднего (полного) общего образования.
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 5
Уровень квалификации выпускника по профессиям начального профессионального образования устанавливается в соответствии с действующей системой тарификации по профессиям ОК 016-94 и другими нормативными актами органов по труду.
Практические основы профессиональной деятельности | Теоретические основы профессиональной деятельности |
1 | 2 |
Профессиональные параметры | |
Участие в управлении технологическим процессом получения кокса, обслуживание оборудования, механизмов и приборов коксовой печи и проведение их ремонта. | Порядок проведения технического обслуживания и ремонтаоборудования и приборов коксохимического производства. |
С. 6 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
1 | 2 |
Проведение электрических измерений. | Правила проведения электрических измерений. Контрольно-измерительные приборы и инструменты: классификация, характеристики, устройство, правила пользования. |
Осуществление пуска и останова технологического оборудования и перехода с рабочего оборудования на резервное. | |
Автоматическое и ручное регулирование технологического процесса. | Технологический режим и правила регулирования процесса. |
Техническая эксплуатация используемых приборов и аппаратов. | Правила технической эксплуатации используемых приборов и аппаратов. |
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 7
1 | 2 |
Выявление и устранение неисправностей в обслуживаемом оборудовании. | Методы выявления и устранения повреждений в обслуживаемом оборудовании. |
Ведение эксплуатационно-техни-ческой документации по выпол-няемой работе. | Порядок ведения эксплуатационно-технической документации. |
Выполнение санитарно-гигиени-ческих требований, норм и правил по охране труда, электробезопас-ности и пожарной безопасности. | Охрана труда. Электробезопасность и пожарная безопасность. |
Специальные параметры | |
Ведение технологического процесса: обесфеноливание и обеспиридинивание масел; загрузка пека и |
С. 8 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
1 | 2 |
выдача кокса; получение высокотемпературного пека, кумароновой смолы, сульфата аммония, сырого бензола, чистого антрацена; приготовление каменноугольного лака, препарированной смолы; производство дициклопентадиена, индола, креолина и лизола, малотоннажных продуктов, пиридиновых оснований, формованного кокса; сжигание сероводорода; термообработка коксуемой шихты. | кокса; окисления смолы и среднетемпературного пека; ректификации тяжелого бензола и отпарки очищенных фракций; получения сульфата аммония, сырого бензола, чистого антрацена; приготовления каменноугольного лака, препарированной смолы; производства дициклопентадиена, индола, креолина и лизола, малотоннажных продуктов, пиридиновых оснований, формованного кокса; |
Пуск и останов технологического оборудования. | |
Контроль и регулирование параметров технологического процесса по показаниям контрольно-измеритель-ных приборов и результатам анализов. | |
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 9
1 | 2 |
Профессия: газовщик коксовых печей | |
Ведение технологического процесса получения кокса в печи коксовых батарей с часовой производительностью до 40 т валового кокса. | Технологический процесс коксования. устройство и принцип работы коксовых печей. Состав и физико-химические свойства отопительных газов. |
Контроль температурного и гидравлического режима батарей. | |
С. 10 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
1 | 2 |
Устройство и техническое обслуживание регенераторов, отопительных простенков, корнюров, подовых каналов и газоподводящей арматуры. Коммуникации газоподводящей и газоотводящей арматуры. | |
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 11
1 | 2 |
Установка и соблюдение правильной расстановки пластин на газовоздушных клапанах. | Расположение регулирующих приспособлений. |
Порядок и способы замера температуры в вертикалях и подсводовом пространстве камеркоксования и регенераторов. | |
С. 12 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
1 | 2 |
Профессия: люковой | |
Устройство и правила технической эксплуатации коксовых печей. Порядок загрузки коксовых печей шихтой. | |
Открывание и закрывание загрузочных люков, чистка крышек и седловин люков от графита, приготовление и транспортировка раствора для заливки люков, уплотнение крышек загрузочных люков, включение и вы- | |
ключение паровой инжекции. |
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 13
1 | 2 |
Соблюдение графика загрузки печей и выдачи кокса. | График загрузки печей и выдачи кокса. |
Наблюдение за планированием шихты, снятием и установкой дверей с машинной и коксовой стороны, за правильной установкой коксовыталкивателя, коксонаправляющей и тушильного вагона. | |
С. 14 ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002
1 | 2 |
Включение и выключение устройства по пневмообрушению шихты. | |
Открывание и закрывание затворов угольной башни. | Устройство и правила эксплуатации угольной башни. |
ОСТ 9 ПО 02.13.8-2002 С. 15
1 | 2 |
Управление |