Электросталеплавильщик
ПРОФЕССИЯ: ЭЛЕКТРОСТАЛЕПЛАВИЛЬЩИК
ОСТ 9 ПО 02.13.5-2000
Издание официальное
СОГЛАСОВАН УТВЕРЖДАЮ
с Министерством экономики РФ Заместитель Министра
Департаментом металлургического образования Российской
комплекса Федерации
В.А.Болотов
"___"____________2000 г.
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЕ
__________________________________________________________________
Начальное профессиональное образование
Initial voсational eduсation
2Профессия: электросталеплавильщик
2ОСТ 9 ПО 02.13.5-2000
2Profession 0: 2 electrician steel smelter
__________________________________________________________________
Дата введения____________
Пояснительная записка
к федеральному компоненту Государственного образовательного стан-
дарта начального профессионального образования по профессии
"Электросталеплавильщик".
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта
начального профессионального образования по профессии "Электросталеп-
лавильщик" включает документы:
а) профессиональную характеристику;
б) федеральный компонент содержания профессионального цикла обу-
чения.
Организация обучения по профессии осуществляется в соответствии с
Перечнем профессий начального профессионального образования.
Документы, определяющие федеральный компонент содержания общетех-
нического цикла обучения, представляются стандартами по предметам:
_______________________________________________________________
Издание официальное Перепечатка воспрещена
.
С.2 ОСТ 9 ПО 02.13.5-2000
"Материаловедение", "Электротехника", "Черчение"; общепрофессионально-
го (отраслевого) цикла - соответствующим стандартом для профессий ме-
таллургической промышленности (ОСТ 02.(78-85)-99), которые издаются
отдельными выпусками.
При организации обучения лиц, имеющих основное общее образование
и получающих в учреждениях начального профессионального образования
среднее (полное) общее образование, необходимо дополнительно руко-
водствоваться документами, определяющими федеральный компонент Госу-
дарственного стандарта среднего (полного) общего образования (с уче-
том профиля подготовки).
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры
профессиональной деятельности: её основные виды , а также их теорети-
ческие основы.
В структуре федерального компонента содержания профессионального
цикла выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные
элементы с указанием уровня их усвоения.
Название учебных элементов в Государственном образовательном
стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое
должен освоить выпускник в результате обучения. Соотношение теорети-
ческого и практического обучения при усвоении учебных элементов опре-
деляется учебно-программной документацией.
Учебным элементам соответствуют определённые уровни усвоения. Го-
сударственный СТАНДАРТ начального профессионального образования пре-
дусматривает использование следующих уровней:
1 уровень - узнавание ранее изученных объектов, свойств, процес-
сов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с
опорой (с подсказкой);
2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового дейс-
твия;
3 уровень - продуктивное действие, то есть создание алгоритма де-
ятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых
действий.
При изложении содержания федерального компонента принят следующий
порядок:
названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нуме-
рацию;
названия предметных областей внутри блоков выделены прописными
.
ОСТ 9 ПО 02.13.5-2000 С.3
буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый
номер области внутри блока;
номер основного обобщающего учебного элемента включает номер
предметной области и порядковый номер данного элемента;
узловые учебные элементы перечисляются с красной строки после ос-
новного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;
для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выде-
лены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за
названием предметной области или учебного элемента;
признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной
области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным
элементам;
для учебных элементов , после которых уровень усвоения не указан,
подразумевается первый уровень усвоения;
уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых
скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относит-
ся только к нему.
Учебный план и программы для организации обучения по профессии
"Электросталеплавильщик" разрабатываются образовательными учреждения-
ми на основе Модели учебного плана для учреждений начального профес-
сионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего
стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содер-
жания отдельных циклов обучения, примерной программной документации
по профессии, разработанной Институтом развития профессионального об-
разования Министерства образования Российской Федерации, а также до-
кументов национально-регионального компонента стандарта начального
профессионального образования.
Требования к результатам обучения (содержательные параметры дея-
тельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные эле-
менты и уровни их усвоения ) являются основными параметрами проверяе-
мыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттес-
тации образовательного учреждения. Выполнение этих требований служит
основанием для выдачи выпускникам документов государственного образца
об уровне образования и квалификации.
Данный Государственный образовательный стандарт имеет межведомс-
твенный характер, распространяется на все формы подготовки по профес-
сии как в государственных, так и в негосударственных структурах неза-
висимо от их правового статуса и имеет юридическую силу во всех реги-
онах Российской Федерации.
.
С.4 ОСТ 9 ПО 02.13.5-2000
2ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
21. Профессия 0 2начального профессионального образования:
2электросталеплавильщик.
Професии по Общероссийскому классификатору (ОК 016-94):
- ковшевой (3 разряд);
- плавильщик раскислителей (4 разряд);
- плавильщик синтетических шлаков (4 разряд);
- подручный сталевара установки электрошлакового
переплава (4 разряд);
- подручный сталевара электропечи (4 разряд);
- разливщик стали (4 разряд);
- шихтовщик (3 разряд).
22 0. 2 Назначение профессии
Электросталеплавильщик осуществляет работы по обслуживанию
электропечей и процессов электросталеплавильного производства на
различных его участках.
23 0. 2Квалификация
В системе непрерывного профессионального образования профес-
сия 2 0"Электросталеплавильщик" относится к 3-й ступени квалифика-
ции.
Уровень общего образования, требуемого для получения профес-
сии, - среднее (полное) общее; уровень профессионального, - на-
чальное профессиональное образование.
Тарификация работ электросталеплавильщика устанавливается
предприятием совместно с образовательным учреждением в соответс-
твии с действующей в стране системой тарификации и принятыми в
отрасли нормативными актами.
Повышение квалификации электросталеплавильщика осуществляет-
ся:
.
ОСТ 9 ПО 02.13.5-2000 С.5
- на предприятиях, в отраслевых учебных заведениях системы
повышения квалификации рабочих и служащих и в учреждениях началь-
ного профессионального образования для углубления и расширения
профессиональных знаний, умений и навыков;
- в средних и высших учебных заведениях для достижения бо-
лее высокого уровня квалификации в данной сфере профессиональной
деятельности.
24. Содержательные параметры профессиональной деятельности