Износ
[wear] — 1. Изменение размеров, формы или состояния пов-ти образца или изделия вследствие разрушения поверхн. слоя, в частности при трении. Различают четыре гл. механизма износа: абразивный износ и усталостное разрушение поверхн. слоев (чисто механич. процессы), а также износ под воздействием адгезии и в результате трибохимич. реакций на пов-ти тел (окислит, износ). Чаще процесс и. определяется несколькими механизмами. 2. Кол-венная оценка изнашивания:
абразивный износ [abrasive wear] — износ, обусловл. царапающими и режущими тв. частицами в зоне контакта. Если тело не явл. гомогенным или даже квазигомогенным, то общая износостойкость при абразивном износе определ. как средняя износостойкость отдельных фаз с учетом площадей, занимаемых этими фазами на поверхности контакта. При этом размер каждой фазы должен быть как минимум того же порядка, что и объем материала, с к-рым взаимодействуют острые грани абразив, материала;
адгезионный износ [adhesion wear] — и. вследствие «прилипания» частиц трущихся пов-тей металлов. Условие адгезии — тесное соприкосн. контртел металлич. пов-тями, к-рые должны быть близкими к ювенальным; защитные слои должны отсутствовать или, как минимум, быть частично удалены действующими напряжениями. При этом виде и. не образуются своб. частицы;
линейный износ [linear wear] — изменение размера изделия в направлении, перпендик. пов-ти, подвергавшейся износу;
окислительный износ [oxidation wear] — и. удалением поверхн. слоев материала, образуют, в результате «трибохимич.» реакций с окружающими веш-вами под действием тепловыделения при трении и активирования поверхности под действием механич. нагрузок. Происходит, таким образом, пост, обновление контакта. Для сталей, напр., хар-но образование оксидных слоев под действием кислорода воздуха и их удаление при трении. О. и. сталей протекает обычно с низкими скоростями; износостойкость их в этом случае довольно высока;
усталостный износ [fatigue wear] — и. вследствие усталостного разрушения пов-тного слоя материала при многократном действии нагрузки, приводящем к зарождению и распространению внутри сильно деформиров. слоя трещин, преимущ. параллельных поверхности, которые вызывают отделение в форме тонких чешуек материала. У. и. характерен для роликов (шариков) в подшипниках качения, ж.-дорожных колес и рельсов и т.п. У. и. часто наз. контактно-усталостным и.