Доменщик
ПРОФЕССИЯ: ДОМЕНЩИК
ОСТ 9 ПО 02.13.2-2001
Издание официальное
.
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Министерство промышленности, Первый заместитель Министра
науки и технологий РФ образования Российской
Департамент металлургии Федерации
"19" апреля 2001 г.
В.М. Жураковский
"___" _____________ 2001 г.
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОБРАЗОВАНИЕ
__________________________________________________________________
Начальное профессиональное образование
Initial vocational education
2Профессия: доменщик
2ОСТ 9 ПО 02.13.2-2001
2Profession| blast-furnace operator
________________________________________________________________
Дата введения____________
Пояснительная записка
к федеральному компоненту Государственного образовательного
стандарта начального профессионального образования
по профессии 2" 0Доменщик".
Федеральный компонент Государственного образовательного стан-
дарта начального профессионального образования по профессии "До-
менщик" включает документы:
а) профессиональную характеристику;
б) федеральный компонент содержания профессионального цикла
обучения.
Организация обучения по профессии осуществляется в соответс-
твии с Перечнем профессий начального профессионального образова-
ния (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.12.99 г. N1362).
_______________________________________________________________
Издание официальное Перепечатка воспрещена
.
С.2 ОСТ 9 ПО 02.13.2-2001
Документы, определяющие федеральный компонент содержания об-
щетехнического цикла обучения, представляются стандартами по
предметам: "Материаловедение", "Электротехника", "Черчение"; об-
щепрофессионального (отраслевого) цикла - соответствующим стан-
дартом для профессий металлургической промышленности (ОСТ
02.(78-85)-99), которые издаются отдельными выпусками.
При организации обучения лиц, имеющих основное общее образо-
вание и получающих в образовательных учреждениях начального про-
фессионального образования среднее (полное) общее образование,
необходимо дополнительно руководствоваться документами, определя-
ющими федеральный компонент Государственного образовательного
стандарта среднего (полного) общего образования.
Профессиональная характеристика отражает содержательные пара-
метры профессиональной деятельности: её основные виды, а также их
теоретические основы.
В структуре федерального компонента содержания профессиональ-
и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.
Название учебных элементов в стандарте указывает на конкрет-
ное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник в
результате обучения. Соотношение теоретического и практического
обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-прог-
раммной документацией.
Учебным элементам соответствуют определённые уровни усвоения.
СТАНДАРТ начального профессионального образования предусмат-
ривает использование следующих уровней:
1 уровень - узнавание ранее изученных объектов, свойств, про-
цессов в данной профессиональной деятельности и выполнение дейс-
твий с опорой (с подсказкой).
2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового
действия.
3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма
деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типо-
вых действий.
При изложении содержания федерального компонента принят сле-
дующий порядок:
.
ОСТ 9 ПО 02.13.2-2001 С.3
- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную
нумерацию;
- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными
буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядко-
вый номер области внутри блока;
- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей вы-
делены характеризующие их признаки, которые следуют после двоето-
чия за названием предметной области или учебного элемента;
- признаки основного обобщающего учебного элемента или предмет-
ной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным
учебным элементам;
- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не ука-
зан, подразумевается первый уровень усвоения;
- уровень усвоения отличный от первого уровня, указывается в
круглых скобках непосредственно за учебным элементом или призна-
ком и относится только к нему.
Рабочие учебные планы и программы для организации обучения
по профессии "Доменщик" разрабатываются образовательными учрежде-
ниями на основе Модели учебного плана (ОСТ 9 ПО 01.03-93), насто-
ящего стандарта, nbsp;а также примерной программной документации по
профессии, разработанной Институтом развития профессионального
образования Министерства образования Российской Федерации, и с
учетом национально-региональных условий.
Данный СТАНДАРТ имеет межведомственный характер, распространя-
ется на все формы подготовки по профессии как в государствен-
ных,так и негосударственных структурах образовательных учреждений
и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
.
С.4 ОСТ 9 ПО 02.13.2-2001
2ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
21. Профессия начального профессионального образования 0:
2Доменщик
Профессии, согласно Общероссийскому классификатору про-
фессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов
(ОК 016-94): водопроводчик доменной печи (4 разряд);
газовщик доменной печи (4 разряд);
горновой десульфурации чугуна (4 разряд);
ковшевой (4 разряд).
22 0. 2 Назначение профессии
Осуществляет работы по обслуживанию доменной печи и
процессов доменного производства на различных его участках.
23 0. 2Квалификация
В системе непрерывного профессионального образования профес-
сия "Доменщик" относится к 3-й ступени квалификации.
Уровень общего образования, требуемый для получения профес-
сии - среднее (полное) общее; профессионального - начальное про-
фессиональное образование.
Тарификация труда доменщика осуществляется непосредственно на
предприятии в соответствии с действующей в стране (отрасли) сис-
темой тарификации и другими нормативными актами органов по труду.
Повышение квалификации доменщика осуществляется:
- на предприятиях, в отраслевых образовательных учреждениях
системы повышения квалификации рабочих и служащих и в учреждениях
начального профессионального образования для углубления и расши-
рения профессиональных знаний, умений и навыков;
- в средних и высших образовательных учреждениях для достиже-
ния более высокого уровня квалификации в данной сфере профессио-
нальной деятельности.
.
ОСТ 9 ПО 02.13.2-2001 С.5
24. Содержательные параметры профессиональной деятельности