Поверхностные дефекты, возникающие при шлифовке
Описание. Темные полосы или царапины, нарушающие светлый блестящий внешний вид поверхности после шлифовки, расположенные поперек оси прутка. Кроме того, могут наблюдаться локальные прижоги, а также трещины от прижогов и цвета побежалости.
Причины возникновения. Вибрация штанги (прутка) в станках-автоматах при шлифовке. Неправильная работа станка. Применение шлифовальных кругов с неподходящей зернистостью или с дефектами.
Недостаточное охлаждение при шлифовке.
Слишком сильный прижим кругов.
Предупреждение. Наладка работы станка и всего процесса шлифовки.
Применение надлежащих шлифовальных кругов и необходимого охлаждения, соответствующего данной марке стали.
Выбор оптимального усилия прижима шлифовальных кругов к обрабатываемой заготовке из данной стали с учетом состояния (твердости) заготовки после термической обработки.
Устранение. Отдельные дефекты могут быть устранены, как правило, при повторной шлифовке. Устранение сетки шлифовочных трещин затруднительно.
Примечание. Дефекты поверхности, возникающие по другим причинам и выявляемые при шлифовке, здесь не рассматриваются. Если следы обработки шлифовальными кругами имеют незначительную протяженность, частоту и глубину и несущественно изменяют внешний вид (блеск) проката, то их не считают дефектом. Если дефект имеет значительную протяженность, необходима дополнительная обработка. При невозможности дополнительной обработки сорт металла снижают. Это относится в первую очередь к металлу со шлифовочными трещинами. К образованию шлифовочных трещин особенно склонны высокоуглеродистые и легированные стали, прежде всего в твердом (подкаленном) состоянии. Наличие шлифовочных трещин определяет повышенную склонность к усталостному разрушению.
Металл после шлифовки необходимо тщательно оберегать от механических повреждений во время внутризаводских и внешних (к потребителю) перевозок.
Источник: Атлас дефектов стали. Пер. с нем. М. "Металлургия", 1979.