Подшипник

[bearing] — деталь опоры вала (или оси), поддержив. его в пространстве, восприним. действующие на него рад. и осевые нагрузки и допускающая его вращение. По принципу работы различают п. скольж., в к-рых шейка вала скользит непос-редст. по опорной поверхности, и п. качения, в к-рых м-ду поверхностью вращающ. детали и поверхностью опоры расположены тела качения (шарики или ролики). П. скольжения может иметь цилиндрич., конич. или сферич. форму опорной поверхности и работать в условиях сухого, жидкост. или смешан, трения. П. скольжения делят на разъемные и неразъемные (глухие). П. качения состоят из наруж. и внутр. колец, тел качения и сепаратора (детали, удержив. тела качения на определенном расстоянии одно от др.). П. качения класси-фиц. по след, признакам: по форме тел качения — шарик., ролик, цилиндрич. и ролик, конич.; по направлению восприним. нагрузки — рад., рад.-упорные, упорно-рад, и упорные (подпятники); по числу рядов тел качения — одно-, двухрядные и т.д.; по способу компенсации перекосов валов — самоустанав-лив. (сферич.) и несамоустанавлив.