Общие меры по обеспечению безопасности при прокатке металла
ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛЕТЕЙ И СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ МЕЖДУ НИМИ
Безопасное обслуживание клетей прокатных станов, их вспомогательного оборудования и приспособлений достигается при соблюдении определенных условий. Все части стана и их оборудование должны быть расположены так, чтобы был безопасный доступ для осмотра и ремонта их, а во время работы полностью исключалась бы возможность соприкосновения рабочего с вращающимися частями оборудования. Все вновь сооружаемые и существующие на некоторых заводах нереверсивные прокатные станы, кроме главной соединительной муфты, снабжены расцепной муфтой, дающей возможность при несчастных случаях с людьми, при авариях, а также при необходимости мелких исправлений быстро отключить стан от двигателя.
При эксплуатации прокатных станов возможны следующие виды травм: захватывание частей одежды и конечностей рабочего валками или вращающимися шпинделями и соединительными муфтами, ожоги, а также удары отлетающими осколками прокатываемого металла и окалины.
Травматизм в прокатных цехах происходит главным образом на станах старого типа, где прокатка металла осуществляется с применением ручного труда. Поэтому для ликвидации травматизма при прокатке металла необходимо максимально механизировать и автоматизировать процесс прокатки и прежде всего задачу металла в валки, а также осуществлять замену старых станов современными.
Во избежание травмирования рабочих вращающимися муфтами и шпинделями все соединительные шпиндели, муфты и коренные валы прокатных станов ограждают с боков решетчатыми или сплошными щитами или кожухами, а на сортовых и проволочных станах муфты и коренные валы ограждают еще и сверху. На высокоскоростных станах, где возникает опасность разрыва соединительных муфт, предохранительные кожухи должны быть очень прочными, чтобы выдерживать удары кусков разорвавшихся муфт.
Травмирование рабочих вращающимися муфтами или шпинделями имеет место главным образом после ремонта, когда оградительные щиты и кожухи еще не поставлены. Чтобы исключить возможность пуска стана при отсутствии ограждений муфт и шпинделей, устраивают автоблокировку, автоматически отключающую стан при отсутствии ограждения, установленного на строго определенном месте.
Ограждение соединительных шпинделей является обязательным для всех прокатных станов, кроме блюмингов и слябингов, у которых расстояние между шпинделями обеспечивает безопасность их обслуживания. Шпиндели этих станов обычно ограждают прочным барьером и устраивают площадки с перилами для обслуживания. Иногда в прокатных цехах наблюдаются травмы из-за неправильного крепления распорок муфт проволокой, когда торчащие концы проволоки захватывают одежду рабочих во время работы вблизи соединительных шпинделей. Поэтому крепление распорок необходимо производить не проволокой, а специальными хомутами.
При ручном регулировании раствора валков нажимными винтами устройства для управления (штурвал) располагают в безопасном месте — на внешней торцовой стороне клетей последовательных и непрерывных станов и на передней стороне клетей станов линейного типа.
Для управления нажимными винтами применяют штурвалы, так как рычаги могут вызвать ушибы рабочих при потере самоторможения.
Если прокатка металла сопровождается изменением раствора между валками, управление нажимными винтами должно быть электрифицировано.
Осевая настройка валков при расположении болтов с торцовой стороны клетей линейных станов требует особых мер предосторожности, так как вблизи шпинделей создаются весьма опасные условия во время регулировки.
Разрыв предохранительных стаканов прокатных станов вызывает опасность травмирования рабочих осколками, поэтому стаканы ограждают защитными стальными кольцами. Высота колец должна быть не менее чем в 1,5 раза больше высоты предохранительного стакана.
Свободные концы прокатных валков (трефы) в крайних клетях линий стана закрывают съемными чехлами или колпаками во избежание травмирования рабочих.
Между прокатными станами и помещениями для двигателей должна быть оборудована надежно действующая звуковая или световая сигнализация. Пуск в ход и остановка двигателя производятся лишь после получения соответствующего сигнала со стана, причем о пуске двигателя подается строго установленный сигнал, ясно слышимый на всех рабочих местах. Установленные сигналы во всех случаях, кроме аварийных, должны подаваться только старшими рабочими, которые несут ответственность за подаваемые сигналы.
До подачи сигнала о пуске стана мастер или старший вальцовщик обязан проверить исправность стана и всех его оградительных и предохранительных устройств и выяснить, нет ли рабочего вблизи вращающихся частей стана. Только после проверки стана и удаления людей из опасных мест может быть дан сигнал о пуске двигателей.
При, вращении валков с помощью электрических двигателей на рабочих местах стана должны быть устроены аварийные выключатели.
Для перехода людей через главный соединительный вал каждой линии прокатных станов устраивают переходные мостики, защищенные от попадания горячего металла сплошными барьерами. На непрерывных станах вместо отдельных мостиков через соединительные валы каждой клети устраивают один сплошной мостик вдоль всех клетей со спусками к каждой из них. Переходные мостики устраивают также перед второй черновой клетью, между черновыми клетями, между группами клетей после последней чистовой клети. Устройство мостиков должно отвечать требованиям Правил безопасности в прокатном производстве. Если возникает опасность изгиба раскатов вверх или в сторону, переходные мостики необходимо снабжать со стороны раската прочным предохранительным щитом из листового металла высотой не менее 1,8 м.
Отводящие рольганги от последней клети мелкосортных станов ограждают прочными сплошными бортами высотой не менее 300 мм, причем со стороны проходов указанные борта должны иметь наклон или изгиб, препятствующий выскакиванию движущейся полосы. В тех случаях, когда прокатка проводится с большой скоростью и на отводящих рольгангах возможно образование петли, над ними устраивают колпакообразные сетчатые ограждения съемного или раздвижного типа.
Если между отдельными клетями непрерывных сортовых станов отсутствуют столы с направляющими желобами, то между клетями должны быть установлены надежные ограждения, исключающие возможность прохода людей.
Для предотвращения выхода раскатов в сторону прокатное поле на сортовых станах линейного типа ограждается прочными сплошными бортами с наклоном в сторону раската.
Исправление валковой арматуры и других деталей клети на ходу опасно и недопустимо. При вращении валков проверять калибры и зазоры между валками можно только в направлении, противоположном захвату, во время перерывов в процессе прокатки, обязательно пользуясь специальными приспособлениями с длинными рукоятками.
Операция по контролю размеров проката вручную в процессе прокатки чрезвычайно опасна, поэтому необходимо внедрять дистанционный контроль.
Для безопасного доступа к механизмам крупных и средних клетей прокатных станов следует устраивать площадки с лестницами и перилами. При обслуживании небольших клетей применяют временные площадки и лестницы.
На станах линейного типа при наличии длинных раскатов или петель и при отсутствии у станов достаточных площадей устраивают подвесные желоба или подземные карманы с уширением устья и в необходимых случаях с установкой роликов.
Устья приемных желобов перекрывают таким образом, чтобы исключить возможность выброса прокатываемого металла через борт желоба, с этой целью желоба перекрывают не только сбоку, но и сверху.
Во избежание попадания концов раската в зазоры между стыками листы или плиты желобов или карманов должны прилегать плотно друг к другу. Карманы, расположенные рядом, необходимо отделять стенками. Для устранения случаев выскакивания петель металла из выводного желоба кармана, а также для предохранения от ударов концом раската перед клетями мелкосортных и проволочных линейных станов устанавливают ударные коробки простой и надежной конструкции.
Желоба, служащие для передачи металла от одной линии клетей к другой, для предупреждения выскакивания петель плотно накрываются крышками.
Для доступа к механизмам, расположенным наверху, рабочие клети всех прокатных станов (исключая небольшие мелкосортные, проволочные и тонколистовые клети), обслуживаемые с пола, оборудуются специальными площадками, огражденными перилами и нижней бортовой обшивкой. Для доступа на верх клетей устраивают стационарные наклонные лестницы. На станах старого типа установка таких лестниц невозможна, поэтому применяют переносные лестницы.
Регулировка валков непрерывных станов обычно производится с внешней стороны клетей.
Доступ к клетям должен быть безопасным и удобным.
На станах линейного типа настил пола в местах прокатки и уборки металла от стана устраивают из гладких металлических плит во избежание застревания конца раската и образования петли в щелях на стыках плит, неплотно прилегающих одна к другой.
Пол на рабочих местах вальцовщиков выполняют из рифленых плит или из металлических плит, имеющих точечную наварку.
Для обеспечения безопасного передвижения людей по цеху предусматриваются специальные проходы, надежно защищенные от движущихся раскатов. Для проходов поперек пролетов через рольганги, стеллажи и холодильники устраивают переходные мостики, защищенное от ударов раскатами и теплоизлучения. В крупных современных цехах устраивают поперечные туннели с выходами к отдельным станам и к санитарно-бытовым помещениям цеха.
Полы необходимо систематически очищать от пыли, окалины и пролитого масла. Запасную валковую арматуру, валки и другое прокатное оборудование необходимо аккуратно складировать на стеллажи в отведенных местах цеха.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ВАЛКОВОЙ АРМАТУРЫ
Валковая арматура обеспечивает правильное положение раската при подаче и выходе его из валков. К валковой арматуре относятся направляющие коробки с допусками, выводные проводки, брусья, проводковые толы, линейки и др. Валковая арматура является и определенным средством безопасности, так как предупреждает такие опасные технологические отступления при прокатке, как попадание раската на бурты валков, оков валков, свертывание, искривление и неправильное движение раската при выходе из валков, которые создают опасность травмирования рабочих.
Брусья и проводковые столы выполняют обычно стальными, достаточно массивными для обеспечения надежного крепления к станине, без прогиба и вибрации при движении в пропусках и проводках прокатываемого металла.
На новых мелкосортных и проволочных станах применяют такой способ крепления брусьев к станинам, который дает возможность замены брусьев вместе с установленными на них коробками или линейками.
При установке брусьев и проводковых столов на месте придерживаются условий, обеспечивающих правильньное расположение пропусков и проводок и безопасное обслуживание их. Оси брусьев и столов располагают строго параллельно оси валков, установка по высоте регулируется в соответствии с глубиной калибра и местом, занимаемым по высоте проводки. Непременным условием является соответствие пропусков и проводок диаметру рабочих валков. Конструкция пропусков и проводок должна исключать необходимость подправки их вручную.
Особое внимание обращают на закрепление выводных проводок или трубок, при этом следят за тем, чтобы исключалась возможность их выбивания при выходе раската.
В процессе прокатки вальцовщик обязан следить за правильным расположением проводок. Различные отклонения проводок от нормы вызывают нарушения правильного хода раската, что представляет опасность для обслуживающего персонала.
Установка и настройка валковой арматуры производятся квалифицированным персоналом очень тщательно.
Исправление пропусков, линеек и проводок во время вращения валков недопустимо. Смена и перестановка направляющих коробок, линеек и проводок на ходу стана не допускается. Подкладывание прокладок под коробки на ходу стана также запрещается.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ СМАЗОЧНЫХ УСТРОЙСТВ
Обычно смазка подшипников рабочих клетей прокатных станов осуществляется централизованно. Аналогичным образом производится смазка всех движущихся частей механизмов стана: нажимных и уравновешивающих устройств, подъемных столов, рабочих рольгангов и т. п. В случае применения текстолитовых подшипников и охлаждения шеек валков водой централизация смазки достигается устройством специальных приспособлений. При отсутствии централизованной системы смазку подшипников производят только в перерывах между сменами или во время остановки стана. Такой порядок безопасной организации смазочных работ особенно важен при ручной смазке, существующей еще на некоторых прокатных станах старой конструкции.
Для безопасности ручную смазку шеек валков при горячей прокатке производят со стороны шпинделей или свободных концов валков, а не со стороны бочки. Кроме того, смазку производят со стороны, противоположной вращению валков, и при помощи вспомогательных направляющих шестов.
Для доступа к шейкам валков в оградительных кожухах соединительных шпинделей и свободных концов валков вырезаются отверстия для смазки.
Применение смазки с автоматической подачей недопустимо без автоматической сигнализации для предупреждения о неполадках в маслоподводящей системе.
Ко всем смазывающим устройствам должен быть обеспечен удобный и безопасный доступ.
Повышенные требования предъявляются к смазочным материалам прокатных станов [18]. Смазочные материалы должны иметь высокую температуру вспышки и очень большую вязкость, которая способствует образованию устойчивой смазочной пленки между трущимися поверхностями.
При применении подшипников открытого типа следует иметь в виду необходимость наличия у смазки свойств противостоять смывающему действию воды, поступающей на охлаждение валков.
Чтобы смазочный материал при работе стана не горел, масло должно иметь температуру воспламенения выше той температуры, до которой могут нагреться шейки валков в нормальных условиях их смазки и охлаждения.
УБОРКА ОКАЛИНЫ
Процесс горячей прокатки сопровождается образованием и отделением окалины. Интенсивность образования окалины на прокате обусловлена температурой нагрева, скоростью прокатки и химическим составом металла. Значительное отделение окалины имеет место на всем пути металла, начиная с транспортировки слитков и заготовок от нагревательных устройств к стану и кончая уборкой готовой продукции от стана.
Удаление окалины производится вручную и механизированно. Ручная уборка окалины из-под клетей станов и рольгангов является тяжелой и опасной операцией. На многих станах устраивают туннели для уборки окалины. Для безопасного обслуживания ширину прохода в туннеле делают не менее 700 мм, а высоту — не менее 2 м. Кроме того, надежно защищают проходы в туннелях от попадания окалины и кусков горячего металла. Освещение туннелей, как правило, стационарное с напряжением в сети не выше 12 в. Конструктивно туннели выполняют так, чтобы обеспечивалось естественное их проветривание. Вход и выход из туннеля оборудуют наклонными лестницами, угол наклона которых не превышает 45 град.
Для сбора окалины из-под рольгангов устраивают специальные бункера, конструкция которых исключает застревание в них окалины и осколков прокатываемого металла.
В прокатных цехах получил широкое распространение наиболее безопасный и механизированный способ смыва окалины из-под стана водой.
При этом окалина, попадая на специальные желоба, увлекается потоком воды в отстойники, находящиеся за пределами территории стана. При гидравлическом удалении окалины сточные каналы выполняют с уклоном не менее 15 град. В старых прокатных цехах, где уклон не обеспечивает самопроизвольный унос окалины с водой, устраивают вдоль канала дополнительные оросители, через которые вода подается под давлением 1,5—2 атм.
Отстойные бассейны ограждают прочными барьерами или стенками высотой не менее 1,1 м.
Чтобы избежать падения рабочих в бассейн со стороны туннелей, их отверстия, выходящие в бассейн, также ограждают барьером. Уборка окалины из отстойников производится при помощи грейферных кранов, причем эта уборка не связана ни с работой стана, ни с ремонтными работами у стана и, следовательно, происходит в безопасных условиях. При уборке окалины грейферным краном не допускается нахождение рабочих на дне отстойника. Если для уборки окалины под клетями устанавливают коробки, которые удаляются механизированным путем, то принимают необходимые меры по обеспечению безопасности работы в канале и минимального пребывания в нем обслуживающего персонала. Для этого под клетями по длине рабочей части валков устанавливают направляющие желоба с выпускными отверстиями, соответствующими размерам расположенных под ними приемных коробок.
Коробки располагают непосредственно под указанными отверстиями бункера во избежание того, чтобы окалина не попала на дно канала, так как она вызывает необходимость очистки дна канала ручным способом.
Перемещение вагонеток с коробками осуществляется по рельсам, уложенным на дне канала. Пути следует содержать в исправном состоянии и периодически очищать от окалины, осыпающейся при перемещении полных коробок. Под рольгангами крупных станов люки направляющих желобов для спуска окалины должны иметь такие размеры, чтобы в них не застревали куски металла, отлетающие от головной части слитков. Обычно угол наклона стенок направляющих приемных желобов имеет не менее 50 град. Указанные меры предотвращают закупоривание люков при удалении окалины и исключают нарушения нормальной работы системы гидроудаления.
Удаление коробок с окалиной производится краном, подъемная часть которого оборудуется траверсой с самозахватами и приспособлениями для механизированной разгрузки. Колодцы для выдачи коробок с окалиной на поверхность перекрывают прочными металлическими плитами, прикрепленными к раме петлями или направляющими уголками. Во время уборки окалины открытые проемы ограждают переносными барьерами. Окалина, образовавшаяся при прокатке и оставшаяся сверху на настилах, в процессе работы станов удаляется в сторону за пределы рабочей площадки во время перерывов в работе.
Следует иметь в виду, что засорение настила окалиной может явиться причиной травм вследствие падения работающих на горячие плиты или прокатываемые полосы.
ПЕРЕВАЛКА ВАЛКОВ И РЕМОНТ СТАНОВ
В процессе работы в связи с износом бочки или калибров валков, либо в связи с переходом на прокатку другого профиля возникает необходимость в замене (перевалке) валков. Кроме того, вследствие больших динамических усилий, действующих на оборудование прокатных станов и вспомогательных механизмов, возникают поломки отдельных деталей. Перевалка валков и текущие ремонты прокатных станов обычно выполняются силами производственного и ремонтного персонала прокатных цехов.
Работа по замене валков и ремонтам станов является довольно сложной операцией, так как производится в короткие промежутки времени большим количеством людей, которые работают на ограниченной площадке и связаны с перемещением и поднятием больших тяжестей. Перед началом ремонта все нагретые части оборудования охлаждают водой.
- Основной мерой безопасности при смене валков и ремонтах станов является правильная организация труда. Смену валков и текущий ремонт станов производят по заранее разработанным графикам с подготовкой необходимого количества исправного инструмента, смазочного ή обтирочного материала.
Мастер и бригадиры обеспечивают правильную расстановку рабочих. Разрабатывается подробный план последовательного выполнения отдельных операций, подробно инструктируется каждый рабочий о выполняемой им работе и о безопасных приемах выполнения каждой операции.
Обычно травмы при перевалке возникают вследствие раскатывания валков, неправильной их транспортировки и выполнении других ремонтных работ. Для предотвращения раскатывания валков хранение их производится на специальных стеллажах с вырезами. При укладывании валков у стана под них устанавливают специальные деревянные подкладки (стеллажи), причем основным требованием безопасности является размещение их только в один ряд во избежание произвольного раскатывания валков. Стеллажи для хранения валков должны иметь устойчивую конструкцию. Расстояние между рядами стеллажей должно составлять не менее 1,5 м.
На практике при замене валков широко используют такие приспособления и устройства, как скобы различных конструкций и тележки. Скобы используют для замены валков некрупных размеров; смену крупных валков осуществляют при помощи тележки. Так, перевалка валков блюминга и слябинга осуществляется при помощи перевалочной тележки.
. На непрерывных сортовых станах валки удаляют из станины и закладывают в нее целые комплекты с помощью особых рам, переносимых краном. Валки собираются в сборной раме заблаговременно на специально отведенной площадке или в отдельном помещении. После этого валки комплектно вставляются в станину вместо сменяемых, которые удаляются из станины также вместе с другой рамой.
При перевалке валков целой клетью валки также в стороне укладываются в запасные станины, и при замене вся заранее собранная клеть устанавливается краном вместо снятой. Такой способ перевалки валков является наиболее безопасным, так как при этом необходимо соблюдать обычные меры безопасности, связанные с переноской краном и установкой больших тяжестей.
Пуск стана после ремонта или перевалки должен производиться при условии выполнения определенных требований безопасности, устанавливаемых заводскими инструкциями.
Перед пуском стана мастер или старший вальцовщик выполняет следующие требования:
проверяет весь стан, включая вспомогательное оборудование, так как малейшее упущение при ремонте и сборке стана может привести при пробном пуске к серьезным авариям и травматизму;
тщательно осматривает и проверяет состояние и наличие всех оградительных и защитных устройств;
проверяет наличие всех рабочих, участвовавших в ремонте, чтобы никто не остался в опасном месте;
проверяет все системы охладительных и смазочных устройств.
Все плиты возле клетей и крышки на отверстия в полу должны быть уложены до пуска стана. Инструмент, материалы, забракованные детали, канаты и т. п. убирают с площадки у станов, а площадку тщательно подметают.
Только после принятия этих мер руководитель, ответственный за проведение текущего ремонта или перевалки валков, может дать указание об опробовании и начале работы стана. Перед пуском прокатного стана подают звуковой сигнал, Отчетливо воспринимаемый всеми рабочими на любом участке цеха.
Чтобы при ремонте стана не было случаев травмирования рабочих механизмами (манипуляторами, подъемными столами, уравновешивающими устройствами и т. п.) в результате преждевременного или случайного их пуска, перевалку валков, ремонт станов, а также ремонт отделочных агрегатов осуществляют по системе ключей-жетонов. Жетоном является ключ, размыкающий пусковую цепь соответствующего механизма, или ключ от механического замка, запирающего его пусковое устройство. Применение ключей-жетонов является обязательным требованием Правил безопасности в прокатном производстве.
УПРАВЛЕНИЕ СТАНАМИ И ОТДЕЛОЧНЫМИ АГРЕГАТАМИ
В современных высокомеханизированных прокатных цехах широко применяется дистанционное управление прокатными станами и отделочными агрегатами. Правильная организация управления станом и другим оборудованием является одной из основных мер безопасности в прокатном производстве. Посты и пульты управления располагают в местах, удаленных от источников теплоизлучений и обеспечивающих хорошую видимость обслуживаемого агрегата и прилегающих к нему участков движения металла.
Нельзя располагать внутри пультов управления приборы и аппараты, которые выделяют большое количество тепла или создают значительный шум (реостаты, контакторы, лопастные вентиляторы). Вся электропроводка, находящаяся в пультах управления, должна иметь хорошую изоляцию. Механизмы и детали, которые могут оказаться под током, должны быть надежно заземлены. Рукоятки контроллеров и кнопки управления, а также контрольно-измерительная аппаратура, находящаяся в пульте управления, располагается с учетом максимальных удобств в работе оператора. Одновременно с этим она не должна отвлекать внимание оператора от наблюдения за работой и всей площадью обслуживаемого агрегата.
Пульты управления оборудуют надежно действующей звуковой и световой сигнализацией для извещения о режиме работы, пуске и остановке обслуживаемых агрегатов. Рабочие места операторов оборудуют удобными вращающимися креслами с пружинным сидением, со спинкой и подлокотниками. В помещениях постов управления современных прокатных станов сооружают изолированные кабины с размещением в них умывальника и санузла.
При обслуживании горячих агрегатов станов горячей прокатки, ножниц и пил горячей резки и т. д. на пультах и постах управления предусматривается установка баллонов или термосов с газированной водой.
Источник:
Молчанова З.В. Охрана труда в прокатном производстве М.: Металлургия, 1973.