Статья "Теплоизоляционный легковесный огнеупорный бетон"

Разработаны составы безусадочных вибролитых теплоизоляционных легковесных огнеупорных бетонов плотностью 1,0, 1,3, 1,5, 1,8 г/см3 с температурой применения не менее 1400°С. Исследованы структура и свойства состава бетона плотностью 1,3 г/см3.

Постоянное развитие технологических процессов в металлургии и других отраслях промышленности предъявляет новые требования к свойствам легковесных огнеупоров, в связи с чем возникает необходимость в новых, более совершенных огнеупорах с комплексом свойств, обеспечивающих сокращение энергетических, материальных, трудовых и временных затрат в производстве.

При общем снижении производства и потребления огнеупорных материалов наблюдается возрастание доли выпуска неформованных огнеупоров. Это обусловлено многочисленными преимуществами неформованных огнеупоров по сравнению со штучными; хорошими прочностными и термическими свойствами; возможностью регулирования состава бетона в зависимости от требуемых показателей; простотой изготовления конструкций на основе бетона; упрощением ремонтно-восстановительных работ и др. Из всех видов неформованных огнеупоров наибольшее распространение получили огнеупорные бетоны, как традиционные с высоким содержанием цемента, так и низкоцементные бетоны нового поколения.

При использовании теплоизоляционных огнеупоров в промышленных печах на 20-70 % снижается расход топлива, создается возможность существенного ускорения обжига в печах периодического действия и снижения толщины стен печей и сводов. Если теплоизолирующий эффект достигается за счет высокой пористости, то также снижается масса футеровки.

Актуальной является разработка составов легковесных бетонов, обладающих низкими плотностью и теплопроводностью, которые можно транспортировать в виде сухой смеси и формировать футеровку методом вибролитья непосредственно у потребителя.

Целью настоящей работы являлась разработка составов легковесных огнеупорных бетонов различной плотности на основе доступного и недорогого сырья. Основная концепция создания такого продукта заключалась в использовании легкого алюмосиликатного заполнителя, обладающего закрытой пористостью, что позволило бы использовать минимальное количество воды затворения для получения вибротекучего состояния. Удаление воды из структуры бетона, как известно, приводит к разрыхлению и разупрочнению последней, поэтому задача состояла в минимизации величины водозатворения, в том числе и за счет использования дефлокулянтов и добавок ультрадисперсных порошков.

Образцы-балочки формовались способом вибрации в металлических разъемных формах. Формы с образцами выдерживались в течение 24 ч во влажной среде при комнатной температуре. Затем образцы извлекались из форм и выдерживались еще 48 ч в тех же условиях. В течение суток осуществлялась сушка при температуре 120 °С, обжиг проводился в лабораторной электрической печи с выдержкой при конечной температуре 5 ч. Для испытания на прочность при сжатии вырезался куб со стороной 65 мм. Открытая пористость и кажущаяся плотность определялась по ГОСТ 2409-95, теплопроводность по ГОСТ 12170-85.

Свойства легковесных бетонов приведены в табл. 1.

 

Таблица 1. Характеристики легковесных бетонов

Марка бетона

ВГБТС-1,8

ВГБТС-1,3

ВГБТС-1,0

Химический состав, %:

 

 

 

Al2O3, не менее

73

60

56

SiO2, не более

18

33

37

CaO, не более

3,0

3,2

3,5

Fe2O3, не более

1,0

1,1

1,0

R2O, не более

1,0

0,6

0,7

Кажущаяся плотность, г/см3, не более

1,8

1,3

1,0

Предел прочности при сжатии, Н/мм2 при температуре, °С

 

 

 

120

40,1

15,6

6,4

400

49,4

11,5

5,7

1000

54,2

19,9

8,0

1400

85,1

34,9

22,5

Линейная усадка после обжига при 1400 ºС с выдержкой 5 ч, %

0,36

0,35

0,3

Дополнительные линейные изменения при 1400 ºС и выдержке 2 ч, %

+0,5

+0,2

-0,5

Теплопроводность после обжига при 1400 ºС с выдержкой 5 ч при средней температуре 350±25ºС, Вт/(м·К)

0,92

0,60

0,40

Расход воды, л/100 кг

10-10,5

18-19

25-27

Температура применения, ºС

1400

1400

1400

 

Для бетона ВГБТС-1,3 было исследовано формирование структуры в процессе обжига. Зависимости линейного изменения образцов, открытой пористости, кажущейся плотности приведены на рис. 1, из которого следует, что заметные изменения в структуре бетона начинают происходить при температуре выше 1100°С. Небольшая усадка при температурах выше 1000 °С связана с появления жидкой фазы в матрице бетона и началом процесса спекания (рис. 1, а). Открытая пористость (рис. 1, б) значительно возрастает в то время, когда кажущаяся плотность остается практически на том же уровне, при обжиге выше 1100 °С.

 

 а

 б

 в

Рис. 1 Зависимости линейных изменений (а), открытой пористости (б) и кажущейся плотности (в) бетона ВГБТС-1,3 от температуры обжига

 

Для выявления причин заметного увеличения открытой пористости были измерены значения кажущейся (ρкаж), истинной (ρист) плотности, открытой пористости (Потк) и вычислены величины общей (Побщ) и закрытой (Пзакр) пористости для температур обжига 1100 и 1400°С. Результаты определений приведены в табл. 2.

Таблица 2. Свойства легковесного бетона ВГБТС-1,3

Температура обжига, °С

Потк, %

ρист, г/см3

ρкаж, г/см3

Побщ, %

Пзакр, %

1100

31,9

2,98

1,16

61,1

29,2

1400

60,4

3,14

1,14

63,7

3,3

 

Увеличение открытой пористости легковесного бетона происходит за счет снижения доли закрытой пористости. Некоторое увеличение с температурой истинной плотности объясняется изменениями в фазовом составе бетона.

 

 а 

Потк = 38,5 %, Пканотк = 57 %

 

 б 

Потк = 50,1 %, Пканотк = 82 %

 в

Потк = 60,6 %, Пканотк = 80 %

 

Рис. 2 Распределение канальных пор по размеру в образцах бетона ВГБТС-1,3, обожженных при: а – 1200 °С, б – 1300 °С; в – 1400 °С

Распределение канальных пор по размеру в образцах легковесных бетонов, обожженных при температурах 1200, 1300 и 1400 °С представлено на рис. 2. Эффективный диаметр канальных пор рассчитывался по уравнению:

 ,

где D– диаметр капилляра; a - сила поверхностного натяжения смачивающей жидкости; Q - угол смачивания; h – высота поднятия жидкости в капилляре; r - плотность жидкости; g - ускорение свободного падения.

Из рис. 2 следует, что с повышением температуры обжига доля канальных пор увеличивается, а максимум содержания канальных пор по размеру смещается в сторону их увеличения. Такие изменения вызваны раскрытием закрытых пор, а также объединением (коалесценцией) мелких пор в более крупные в результате спекания.

Микроструктуры легковесного бетона, обожженного при температуре 1100, 1200 и 1400 °С, приведены на рис. 3.

При 1100 °С структура легковесного бетона состоит из ансамбля относительно равномерно распределенных сферических пор пористого заполнителя, пространство между которым заполнено матрицей. В матрице появляется небольшое количество стеклофазы. Взаимодействие материала стенок пористого заполнителя с матрицей отсутствует, однако в некоторых случаях наблюдается спекание компонентов шихты.

При 1200 °С наблюдается деформация сфер пористого заполнителя, искривление их внутренней поверхности; в некоторых случаях утолщение стенок и разрывы их сплошности (раскрытие). Отмечается коалесценция близко расположенных (соприкасающихся) сфер.

При 1400 °С бетон имеет высокопористую структуру с достаточно равномерным распределением пор, имеющих округлые очертания. В стекловатой фазе отмечаются игольчатые и призматические кристаллы муллита, образовавшегося в результате взаимодействия алюмосиликатного материала пористого заполнителя с высокоглиноземистой матрицей.

 

 а

 

б

 

 

в

 

Рис. 3 Микроструктура легковесного бетона ВГБТС-1,3 (свет отраженный, ´ 200), обожженного при: а – 1100 °С (стрелки сверху вниз – стекло, пора, матрица); б – 1200 °С (стрелки сверху вниз –пора, матрица, стекло); в – 1400 °С (стрелки сверху вниз – матрица, стекло, пора,)

 

 

Рис. 4 Зависимость теплопроводности от температуры на горячей стороне образца бетона ВГБТС-1,3, обожженного при: ´ - 1100 °С; Δ – 1200 °С; ◊ - 1300 °С; ¨ - 1400 °С

Зависимость теплопроводности от температуры на горячей стороне образца для бетона ВГБТС-1,3, обожженного при разных температурах, приведена на рис. 4. Увеличение теплопроводности с повышением температуры обжига происходит вследствие изменения структуры, размера пор, характера пористости и увеличения вклада конвекции в теплопроводность [1]. К тому же при высокой температуре (>500°С) бетоны с крупными порами более теплопроводны, чем изделия с мелкими порами при одинаковой общей пористости [2].

Изготовленные из разработанных легковесных бетонов изделия обжигались в туннельной печи по режиму обжига динасовых изделий (нахождение в зоне обжига при 1420°С ~30 ч). Величины линейных изменений изделий после обжига при этом не превышали 1 %.

Легковесным бетоном ВГБТС-1,8 была футерована воронка и корпус камеры дожигания пиролизных летучих – составляющих дымовых газов цеха корундографитовых изделий на ОАО «Динур». При заливке отмечалась хорошая удобоукладываемость бетонной смеси. В процессе эксплуатации отмечено снижение температуры внешних стенок агрегатов по сравнению с шамотной футеровкой.

Предполагается, что разработанные теплоизоляционные легковесные бетоны будут использоваться при создании как рабочих, так и внутренних слоев футеровок нагревательных, термических печей, а также участков тепловых агрегатов, не подвергающихся воздействию расплавленных металлов и шлаков.

Заключение

Разработаны составы теплоизоляционных легковесных огнеупорных бетонов различной плотности. Бетоны отличаются повышенными прочностными характеристиками, отсутствием разупрочнения и линейных изменений в интервале 20-1400°С. Исследована структура бетонов в зависимости от температуры обжига. Показано, что с повышением температуры обжига происходит увеличение открытой пористости, размера канальных пор, теплопроводности. Бетон марки ВГБТС-1,8 был использован при модернизации теплового агрегата и показал хорошие результаты.