Развитие общества и металлы. Европа в средние века (статья)

Более 5000 лет поиски металлов влекли людей к неизвестным странам и смелым приключениям; при этом тяжкие затруднения приводили либо к большому богатству, либо к разорению и прочим неудачам. Судьбы целых наций и народов формировались под действием этих поисков. Журнал JOM (Journal of Minerals, Metals, and Materials, USA) в течение ряда лет публиковал статьи о влиянии металлов на развитие общества в разных странах, равно как и статьи по археометаллургии. Автором многих статей с описанием истории различных регионов, и добычи и потребления различных металлов является Р.Л. Смит, которого можно назвать металлургом-историком (или историком-металлургом). Эти статьи имеют познавательный характер и могут представлять интерес для широкого круга читателей. К сожалению, большинство украинских металлургов по разным причинам лишены возможности знакомиться с публикациями зарубежных журналов.. В предлагаемом обзоре одной из его статей рассмотрены пути развития Европы в предшествии первой промышленной революции [1].

В пятом столетии римляне ушли из Испании, но оставались в странах, расположенных к западу от Дуная. Это было сделано с целью защиты Италии от нападений варваров. Правительство страны было слабое, жители искали защиты у лордов, заселяя земли вокруг крупных поместий, что способствовало переходу к крепостничеству и феодализму. В эти «темные» времена ограничение торговли толкало экономику к краху. Люди обходились минимальными потребностями, что приводило к ограничению спроса на металлы и закрытию шахт. В восьмом столетии римский папа провозгласил императором Шарлеманья, который объединил земли, вошедшие затем во Францию, Германию, Чехию и Словакию. В Кремнитце и Шемнитце были повторно открыты месторождения свинца, золота и серебра, что явилось существенным фактором выхода Европы из «темного» времени [2]. В 938 г. Раммельсбург открыл в Горах Храц месторождения серебра, свинца и меди, которые распространялись в восточном направлении. Позднее там же были открыты залежи золота, что способствовало преображению восточной Европы и объединению западных государств [3]. Крестовых походы 11-13 веков вызвали повышенный спрос на восточные товары, заметно иссушавшие золотые запасы Европы, равно как и двойное бремя налогов и стоимость крестовых походов. В конце концов это привело к краху крепостничества. Права владельцев были закреплены епископом Трента (Южный Тироль) в 1185 г., когда жители этой области получили большую перспективу получения земельных участков. Наконец было признано, что не рабы, а свободные люди могли получить тяжелую работу шахтеров.
Возрождение экономики способствовало увеличению спроса на металлы. Широко развернувшиеся изыскательские работы в Восточной Европе привели к большим открытиям, особенно в рудных горах Богемии. Там были найдены богатые месторождения меди, никеля, серебра, свинца и олова. Добыча руд быстро выросла к середине 1300 гг., однако затем развитие экономики драматически замедлилось в связи с более глубоким залеганием руд и более сложной их металлургической обработкой. Правда, экономическая депрессия в этой области была более умеренной по сравнению с охватвшими Европу Столетней войной (1337-1453 гг) и следующей за ней войной Алой и Белой Роз (1455-1485 гг.). Эпидемия черной чумы (1347-1351 гг.) унесла треть населения Европы. Восстановление проходило медленно, но с ним пришла новая волна оптимизма. Академия горной промышленности в области Шлемитц процветала в Фрайберге. Использование свинца и олова привело Гутенберга к успеху книгопечатания. Первый доллар - йоахимсталер (Thaler) был отчеканен в 1519 г. В 1548 г. был установлен восьмичасовый рабочий день шахтерам, добывающим руду для производства йохимталера. Вновь возродилось старое римское понятие об аренде земли. Медленно осуществлялся переход средневековой практики владения землей государства к частному ее владению, что явилось главным стимулом роста капитализма. Появилась практика получения денег в долг и вложения их в акции шахт, что часто заканчивалось неплатежами, а давшие в долг деньги ростовщики брали шахты под свой контроль. Немцы обеспечили получение металла, необходимого для накопления валюты и коммерческого мирового лидерства [5]. На экономику начали оказывать мощное влияние семейства вроде Фуггеров. В их власти в течение столетий была габсбургская династия, существенно определющая положение Испании. Семейство Фуггеров владело шахтами, на деньги которых был куплен немецкий электрорат, в результате чего на трон был посажен Чарльз V вместо его основного соперника Френсиса I. Джакоб Фуггер вложил примерно 70 % денег в избирательную кампанию, большая часть которых была получена в виде процентов от инвестиций в горную промышленность, в частности в добычу ртути в Альмадене [4]. Металлопромышленность стимулировала появление изобретений, рост заработной платы и строительства.
Изобретение Ньюкоменом воздушного насоса для откачки воды из английских оловянных шахт стимулировало Джеймса Уатта на создание первого парового двигателя в 1763 г., что явилось главным толчком для Индустри альной революции. Естественным продуктом развития парового двигателя был паровой локомотив Ричарда Тревитика. Для буксировки угля из шахты Киллингуортом Джорджем Стивенсоном в 1814 г. была создана первая действующая рабочая модель паровоза. Следует отметить, что до этих изобретений шахтные механизмы и методы добычи медленно прогрессировали со времен Римской империи. Водяное колесо, водяной винт (винт Архимеда), зубчатый барабаны, ручная лебедка, цепные насосы, ручной привод поршня, ручные воздушные кузнечные мехя, описанные еще Агриколой стали использовать силу пара.
Индустриальная революция была бы невозможна без угля и железа. Мир был уже заметно изменен свинцом, добываемый в Великобритании. Использование Англией все новых и новых изобретений учетверял ежегодный доход на душу населения. Абрахам Дерби III успешно использовал литейный чугун для строительства первого железного моста через зеку Северн с 30-метровым пролетом, который был открыт для эксплуатации в 1781 г. В 1843 г. Исламбард Брунель в корабле «Великобритания» водоизмещением 2721 т, предшественнике современных океанских лайнеров, применил конструкцию с клепанными листами [5]. За этим кораблем последовал еще больший - «Великий Восток» водоизмещением 17236 т. Он оказался неудачным для пассаажирских перевозок, однако вошел в историю при прокладке первого подводного атлантического кабеля в 1857 г. Таким образом, металлы внесли еще один вклад в развитие техники - железное судно и медный кабель позволили Кирасу Филду изменить наши международные коммуникации. Металлы сыграли огромную роль в войнах. История не знает сослагательного наклонения, но все же возникает вопрос: Возник ли бы Ренессанс, если бы в Европе не имело место развитие горного дела.