Диаметр
катающий диаметр валка [effective roll diameter] - условный Д. валков, которому со-ответст. окруж. скор., равная скор, выхода металла из валков при продольной прокатке без учета опереж. При прокатке в гладких валках или ящичных калибрах к. д. в. принимают, соответственно, по бочке и дну калибра. Обычно его рассчитывают по уравнению ?>к = D0— - F/b, где Dtl — нач. диам. валков, FH Ь — пл. и шир. раската после прохода:
критический диаметр прокаливаемости[critical diameter of hardenability] - макс. диам. (Дк) стального прутка, к-рый прокалив, насквозь, т.е. получает мартенсит, (или полумартенсит.) структуру по всему сеч. после закалки в определ. охлажд. среде. Для избеж. завис, к. д. п. от охлажд. среды введено понятие идеального критич. диам. (D^). Это — диам. макс. сеч. прутка, прокаливающегося насквозь «идеальной» жидкости, отнимающей тепло с бесконечно большой скоростью;
начальный диаметр валков [initial roll diameter] — элемент калибровки валков, представл. усл. диам. верхи, и нижн. валков при их гипотетич. соприкосн. Н. д. в. (?>„) складыв. из диам. валка по бочке или буртам (Дб) и величины межвалкового зазора (5): D11 = = D6+S;
диаметр пучка электронов [electron beam diameter] - размер сеч. эл-нного потока (пучка) в плоек, образца.