Металловедение и термическая обработка металлов (техник)

Ссылка доступна только зарегистрированным пользователям.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
1104 Металловедение и термическая обработка металлов (базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация - техник
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕС­СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускников по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.
© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1.     Общая характеристика специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
1.1. Специальность 1104 Металловедение и термическая обработка металлов ут­верждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей сред­него профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной про­граммы при очной форме обучения:
- на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев1. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном ) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полу­ченном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
Москва - 2002 г. новного общего образования реализуют основную образовательную программу среднего
(полного ) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального обра­зования.
1.4. Квалификация выпускника - техник.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области ме­талловедения и термической обработки металлов в качестве техника в организациях металлургического и машиностроительного профилей различных организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая — подготовка и осуществление технологиче­ских процессов термической и химико-термической обработки сталей различных марок и сплавов; контроль за соблюдением технологической дисциплины и экс­плуатацией оборудования термических цехов; осуществление входного контроля качества металлов и сплавов в соответствии с требованиями стандартов и техниче­ских условий; оперативное выявление и устранение нарушений технологических режимов; контроль качества выпускаемой продукции;
организационно-управленческая — организация работы коллектива исполните­лей; планирование и организация производственных работ; оценка экономической эффективности производственной деятельности; сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управ­ленческих решений; обеспечение безопасности труда на производственном участке;
опытно-экспериментальная - под руководством более квалифицированного специалиста проведение опытных технологических процессов термической обра­ботки металлов, регистрация по заданной программе необходимых характеристик и параметров и обработка полученных результатов.
Выпускник должен уметь: осуществлять технологический процесс термической обработки металлов и сплавов; пользоваться нормативной и справочной литерату­рой для выбора марок сталей и сплавов, цветных металлов; основного, дополни­тельного и вспомогательного оборудования, измерительных средств; осуществлять технологический контроль качества обрабатываемых изделий; производить необхо­димые расчеты с использованием средств вычислительной техники; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оцени­вать эффективность производственной деятельности; организовывать работу ис­полнителей по производству готовой продукции.
Выпускник должен знать: теоретические основы термической, термомеханиче­ской и химико-термической обработки металлов; нормативно-правовые акты и справочные материалы по тематике работы, методы анализа металлов и сплавов, определения механических свойств металлов и сплавов, выявления дефектов без разрушения деталей, назначение и способы выполнения различных методов терми­ческого упрочнения; возможные виды брака при термическом упрочнении и мето­ды их предупреждения и исправления, методы борьбы с коррозией металлов, раз­личных марок сталей, чугунов, цветных металлов и сплавов; режимы и технологию термической обработки литья, поковок, проката, механически обработанных дета­лей и инструментов; назначение и принцип действия основного и вспомогательного оборудования термических цехов и лабораторий испытания металлов; контрольно-измерительную аппаратуру; основы организации промышленного предприятия и управления им; основные показатели производственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда, технику безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную про­грамму среднего профессионального образования по специальности 1104 Металло­ведение и термическая обработка металлов, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы выс­шего профессионального образования;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы выс­шего профессионального образования по специальностям направления под­готовки 110500 Металловедение и термическая обработка металлов в со­кращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, ин­теллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и приро­де, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действи­ям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, спо­собным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профес­сиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессио­нальных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению но­вых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопозна­нию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стре­миться к творческой самореализации;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпри­нимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен
в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах ми­ра, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и мате­риальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, ци­вилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и от­ветственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с разви­тием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства фор­мирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письмен­ной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместно­сти и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка; в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностран­ных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, про­фессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепле­ния здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самооп­ределения в физической культуре;
в области социальной психологии2:
- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
- знать общие положения экономической теории;
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономер­ностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, соци­альном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социаль­ного изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политиче­ских отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен
в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общ­ности ее понятий и представлений;
- знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;
- уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычисли­тельной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации; знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства;
в области экологических основ природопользования:
- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и при­чинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окру­жающей среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального приро­допользования.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
- о роли общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
- о современных средствах компьютерной графики;
- о способах получения, передачи и потребления электроэнергии и других видов энергии;
- о перспективах развития металлургии;
- о системах обеспечения качества продукции;
- о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;
знать:
- правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологиче­ской документации;
- основные виды механизмов, их кинематические и динамические характери­стики;
- способы графического представления пространственных образов;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электромехани­ческих приборов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертифи­кации;
- основные положения Государственной системы стандартизации Россий­ской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организацион­но-методических стандартов;
- основные технологические процессы металлургического производства;
- производство конструкционных материалов и методы их обработки;
- основные химические и физико-химические методы анализа;
уметь:
- оформлять проектно-конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- производить расчеты деталей механизмов и машин;
- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- применять требования нормативных документов к основным видам про­дукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Россий­ской Федерации;
- определять направление основных реакций сталеплавильных процессов;
- выполнять химические и физико-химические методы анализа сырья и про­дуктов металлургии;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
- знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятель­ности;
- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регули­рующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики отрасли:
- иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов рыночной экономики;
- знать организацию производственного и технологического процессов;
- знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
- знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- знать методику разработки бизнес-плана;
- знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
в области менеджмента:
- иметь представление о современном менеджменте;
- знать функции, виды и психологию менеджмента;
- знать основы организации работы коллектива исполнителей;
- знать принципы делового общения в коллективе;
- знать информационные технологии в сфере управления производством;
- знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнози­рования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвы­чайных ситуациях и стихийных явлениях;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- иметь представление о медицинских знаниях;
в области охраны труда:
- знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профес­сиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные ос­новы охраны труда на предприятии;
- уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере про­фессиональной деятельности;
- уметь использовать экобиозащитную технику.
По специальным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
- о перспективах развития отрасли;
- о ресурсосберегающих технологиях термической обработки металлов и сплавов;
- о системах автоматизированного производства термической обработки ме­таллов и сплавов;
- о перспективных направлениях развития методов расчета и конструирова­ния печей;
- о требованиях международных стандартов ИСО 9000 по контролю качества продукции;
- об использовании информационных технологий при разработке технологи­ческих процессов термической обработки металлов и сплавов;
знать:
- кристаллическое строение металлов, основы теории сплавов;
- теоретические основы и технологию современных процессов термической обработки;
- основное, дополнительное и вспомогательное оборудование термических цехов, основы проектирования термических участков, цехов;
- принципы конструирования нагревательных печей для термической обра­ботки металлов и сплавов;
- методы испытаний и контроля сталей и сплавов;
- устройство и принцип действия системы автоматического регулирования параметров технологических процессов в термическом производстве;
- состав, функции и возможности использования информационных и теле­коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь:
- выбирать материалы для изготовления различных деталей и конструкций на основе анализа их свойств;
- осуществлять технологические процессы термической обработки металлов и сплавов;
- выбирать основное, дополнительное и вспомогательное оборудование для термической и химико-термической обработки металлов и сплавов;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами, средствами и сис­темами автоматизации технологических процессов в термическом произ­водстве;
- рассчитывать тепловой баланс нагревательных печей;
- производить механические и технологические испытания металлов и спла­вов в соответствии с действующими стандартами;
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен за­крепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессио­нальной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной програм­мы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов вы­пускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, ор­ганизационно-управленческой, опытно-экспериментальной деятельности в соответ­ствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
 

Индекс

Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы

Всего ча­сов мак-сималь-
ной учебной нагрузки студента

В т. ч. ча­сов обяз. учебных занятий

1

2

3

4

ТО.Ф

Теоретическое обучение — дисциплины фе­дерального компонента

3700

2874

ОГСЭ.00

Общие    гуманитарные    и    социально-экономические дисциплины3

750

592

ОГСЭ.01

Основы философии:
предмет философии; основные вехи мировой философской мысли;   природа человека и смысл его существования; человек и Бог; че­ловек и космос; человек, общество, цивилиза­ция, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятель­ность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем

 

44

ОГСЭ.02

Основы права:
право: понятие, система, источники; Консти­туция Российской Федерации - ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юри­дическая ответственность и ее виды; основ­ные отрасли права: государственное, админи­стративное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Фе­дерации; правоохранительные органы

 

32

ОГСЭ.03

Русский язык и культура речи: основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;
лексика; использование в речи изобразитель­но-выразительных средств; лексические нор­мы;
фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикография; основные типы словарей, фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразитель­ности;
орфоэпия, орфоэпические нормы русского ли-

 

56

 

тературного языка; понятие о фонеме; графи­ка; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология;   грамматические   категории   и способы их выражения в современном рус­ском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста

 

 

ОГСЭ.04

Иностранный язык:
основы общения на иностранном языке: фоне­тика, лексика, фразеология, грамматика; основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; профессиональное общение

 

168

ОГСЭ.05

Физическая культура:
роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психо­физиологические основы физической культу­ры; основы физического и спортивного само­совершенствования;           профессионально-прикладная физическая подготовка

 

168

ОГСЭ.06

Социальная психология:
предмет социальной психологии; социально-психологическая   характеристика   личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология об­щения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуника­ций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; чело­век как субъект труда; мотивы трудовой дея­тельности; психология профессий

 

64

ОГСЭ.07

Основы экономики:
экономика и ее основные проблемы; микро­экономика; ресурсы; механизмы рыночного

 

 

ценообразования;   конкуренция;   экономиче­ские основы деятельности фирмы; антимоно­польное регулирование; доходы населения; регулирование       социально-экономических проблем;
макроэкономика; структура экономики стра­ны; финансы; денежно-кредитная и налоговая системы; инфляционные процессы; безрабо­тица;
проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические   проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; осно­вы бизнеса

 

 

ОГСЭ.08

Основы социологии и политологии: социология как наука; общество как социо­культурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы; социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движе­ния; социальные конфликты и способы их разрешения;
предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России

 

ОГСЭ.ДВ. 00

Дисциплины по выбору студента, устанав­ливаемые образовательным учреждением

 

60

ЕН.00

Математические и общие естественнонауч­ные дисциплины

196

132

ЕН.01

Математика:
математический анализ: дифференциальное и интегральное    исчисление;    обыкновенные дифференциальные уравнения в частных про­изводных; последовательности и ряды; основы теории вероятности и математической статистики: случайная величина, ее функция распределения, математическое ожидание и дисперсия;
основные численные методы; численное ин-

 

40

 

тегрирование и дифференцирование; решение обыкновенных дифференциальных уравнений

 

 

ЕН.02

Информатика:
автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология; общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем; программное обес­печение вычислительной техники, операцион­ные системы и оболочки; прикладное про­граммное обеспечение;
организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации; защита ин­формации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты информации; локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации; прикладные программные средства: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические ре­дакторы, информационно-поисковые системы (с    изучением    конкретных    программных средств в зависимости от специальности); автоматизированные системы: понятие, со­став, виды

 

60

ЕН.03

Экологические основы природопользования: особенности взаимодействия общества и при­роды; природоресурсный потенциал, принци­пы и методы рационального природопользо­вания, размещение производства и проблема отходов; понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогно­зирование последствий природопользования; правовые и социальные вопросы природо­пользования; охраняемые природные терри­тории; концепция устойчивого развития; меж­дународное сотрудничество в области приро­допользования и охраны окружающей среды

 

32

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины

1180

922

ОПД.01

Инженерная графика:
геометрическое черчение; правила оформле­ния чертежей; геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей; проекционное черчение; техническое

 

100

 

рисование; правила разработки и оформления конструкторской    документации;    машино­строительное черчение; категории изображе­ния на чертеже: виды, разрезы, сечения; мето­ды решения графических задач; средства ин­женерной графики; методы и приемы выпол­нения схем по специальности

 

 

ОПД.02

Техническая механика:
основы теоретической механики; статика: ак­сиомы статики; плоская и пространственная системы сил; кинематика: основные понятия кинематики; кинематика точки и твердого те­ла; динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки; силы инерции; трение; работа и мощность; сопротивление материа­лов; деформации упругие и пластические; си­лы внешние и внутренние; метод сечения; растяжение и сжатие; расчеты на срез и смя­тие; кручение; изгиб; детали механизмов и машин: элементы конструкций; характеристи­ки механизмов и машин

 

100

ОПД.03

Электротехника и электроника: электротехника: электрическое поле; электри­ческие цепи постоянного и переменного тока; электромагнетизм; электрические измерения; электрические машины переменного и посто­янного тока; трансформаторы; основы элек­тропривода; передача и распределение элек­трической энергии; электроника: физические основы электроники; электронные приборы; электронные выпрямители и стабилизаторы; электронные усилители; электронные генера­торы и измерительные приборы; электронные устройства   автоматики   и   вычислительной техники; микропроцессоры и микроЭВМ

 

100

ОПД.04

Метрология, стандартизация и сертификация: правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартиза­ции и сертификации;
метрология: основные понятия и определения; метрологические   службы,   обеспечивающие единство измерений; государственный метро­логический контроль и надзор;

 

60

 

стандартизация: основные термины и опреде­ления в области стандартизации и управления качеством; международная и региональная стандартизация, Межгосударственная стан­дартизация в СНГ; Государственная система стандартизации Российской Федерации; каче­ство продукции; показатели качества и мето­ды их оценки; испытание и контроль продук­ции; технологическое обеспечение качества; системы качества;
сертификация: основные термины и опреде­ления в области сертификации; организаци­онная структура сертификации; системы сер­тификации; порядок и правила сертификации; обязательная и добровольная сертификация; схемы сертификации

 

 

ОПД.05

Основы металлургического производства: топливо и огнеупорные материалы; агломера­ционное производство; металлургия чугуна; металлургия стали; порошковая металлургия;

 

80

 

производство ферросплавов; основы прокат­ного производства; основы литейного произ­водства; понятие о сварке и пайке металлов

 

 

ОПД.06

Химические и физико-химические методы анализа:
метрология и стандартизация методов анали­тического контроля; теоретические основы аналитической химии; химические методы анализа; физико-химические методы анализа; физические методы анализа; методы анализа материалов металлургического производства; перспективы    совершенствования    методов анализа химического состава материалов ме­таллургического производства

 

110

ОПД.07

Правовое обеспечение профессиональной дея­тельности:
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационно-правовые фор­мы юридических лиц; трудовое право; трудо­вой договор и порядок его заключения, осно­вания прекращения; оплата труда; роль госу-

 

48

 

дарственного регулирования в обеспечении занятости населения; дисциплинарная и мате­риальная ответственность работника; админи­стративные правонарушения и администра­тивная ответственность; право социальной защиты граждан; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров

 

 

ОПД.08

Экономика отрасли:
отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; отраслевой рынок труда; управление отраслью; экономические показатели развития отрасли; организация (предприятие) как хозяй­ствующий субъект; формы организаций (пред­приятий), их производственная и организаци­онная структура; типы производства, их харак­теристика; основные производственные и тех­нологические процессы; инфраструктура орга­низации; капитал и имущество организации; основные и оборотные средства, трудовые ре­сурсы, организация, нормирование и оплата труда; маркетинговая деятельность организа­ции; производственная программа и производ­ственная мощность; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразо­вание; оценка эффективности деятельности ор­ганизации; качество и конкурентоспособность продукции; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность организации; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей

 

80

ОПД.09

Менеджмент:
цели и задачи управления организациями раз­личных организационно-правовых форм; функ­ции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управ­ленческих решений; стратегический менедж­мент; система мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психология менеджмента; этика делового общения; инфор­мационные технологии в сфере управления про­изводством; особенности менеджмента в облас-

 

32

 

ти профессиональной деятельности

 

 

ОПД.10

Безопасность жизнедеятельности: общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характе­ра, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения на­селения в чрезвычайных ситуациях; содержа­ние и организация мероприятий по локализа­ции и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы: основы обороны государства; Воо­руженные Силы Российской Федерации; бое­вые традиции, символы воинской чести; осно­вы медицинских знаний; негативное воздей­ствие на организм человека курения табака

 

68

ОПД.11

Охрана труда:
воздействие негативных факторов на челове­ка; идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опас­ностей технических систем и технологических процессов, экобиозащитная техника; право­вые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии; материальные затраты на охрану труда; особенности обеспе­чения безопасных условий труда в сфере про­фессиональной деятельности

 

34

ОПД.ДВ.00

Дисциплины по выбору студента, устанав­ливаемые образовательным учреждением

 

110

СД.00

Специальные дисциплины

1574

1228

СД.01

Металловедение:
кристаллическое строение металлов; форми­рование структуры металла при кристаллиза­ции: фазы и структуры в металлических спла­вах; формирование структуры сплавов при кристаллизации; контроль макро- и микро­структуры металлов; деформация и разруше­ние металлов; влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла; железо и сплавы на его основе; чугун; фазовые пре­вращения в сплавах железа; конструкционные

 

246

 

стали и сплавы; инструментальные стали и твердые сплавы; стали и сплавы с особыми физическими свойствами; тугоплавкие метал­лы и их сплавы; титан и сплавы на его основе; алюминий и сплавы на его основе; магний и сплавы на его   основе;   антифрикционные сплавы; композиционные материалы; конст­рукционные порошковые материалы

 

 

СД.02

Технология термической обработки металлов: понятие о технологической дисциплине; тео­рия термической обработки: классификация видов и процессов, технология нагрева, отжиг, закалка и отпуск, поверхностная закалка; тер­момеханическая       обработка;       химико-термическая обработка стали; термическая обработка чугуна, цветных металлов и спла­вов, полуфабрикатов, сварных конструкций,

 

270

 

деталей машин и механизмов, инструмента; нормирование операций термической и хими­ко-термической   обработки;   перспективные методы термического упрочнения изделий: эффективные упрочняющие технологии тер­мической обработки и с использованием вы­сококонцентрированных источников тепловой энергии; ресурсо- и энергосберегающие тех­нологии; причины брака и меры по его преду­преждению

 

 

СД.03

Оборудование термических цехов: основное: печи, оборудование для скоростно­го и поверхностного нагрева изделий, зака­лочные баки и машины; дополнительное: для промывки   и очистки,   травления,   правки; вспомогательное оборудование термических цехов; агрегаты для термической и химико-термической   обработки   металлов;   основы проектирования термических участков; пра­вила технической эксплуатации термического оборудования

 

120

СД.04

Топливо и печи:
материалы для изготовления печей: огнеупор­ные материалы, теплоизоляционные материа­лы, кладка и строительные элементы печей; основы теплопередачи: передача тепла тепло-

 

130

 

проводностью, конвекцией, излучением, в ра­бочем пространстве печи; основы механики печных газов; теплогенерация в печах за счет сжигания газов: основы теории и расчеты го­рения топлива, устройство для сжигания топ­лива и для утилизации тепла; нагрев и охлаж­дение металла; способы электрического на­грева; расчет нагревательных элементов; теп­ловой баланс печей

 

 

СД.05

Методы испытаний и контроль качества металлов:
общие понятия о качестве металлов и сплавов и дефектах; виды контроля; контроль твердо­сти; контроль механических   свойств;   кон­троль технологических свойств; методы

 

60

 

неразрушающего контроля; выбор метода и организация контроля металлов и сплавов

 

 

СД.06

Автоматизация технологических процессов: основы техники измерений; государственная система измерений, ее назначение и функции; классификация средств измерений; контроль­но-измерительные приборы; методы измере­ния и контроля температуры, давления, рас­хода количества жидкостей и газов; специаль­ные измерения в черной металлургии; основ­ные сведения об автоматических системах ре­гулирования (АРС), классификация АРС и их назначение, свойства объектов регулирования, автоматические регуляторы и исполнительные механизмы; вычислительная техника в управ­лении технологическими процессами; техно­логические особенности и задачи управления основными металлургическими процессами; назначение, элементарная база, функциональ­ные схемы автоматического контроля и регу­лирования основных параметров металлурги­ческих печей; аварийная защита технологиче­ского оборудования; комплексная автомати­зация металлургических процессов:   общие сведения об автоматических системах управ­ления технологическими процессами в метал­лургии; современные направления совершен­ствования контроля и автоматизации метал-

 

100

 

лургического производства; технико-экономический эффект автоматизации метал­лургических процессов; особенности техники безопасности при эксплуатации средств и сис­тем автоматизации в металлургических цехах

 

 

СД.07

Информационные технологии в профессио­нальной деятельности:
основные принципы, методы и свойства ин­формационных и коммуникационных техно­логий, их эффективность; автоматизирован­ные рабочие места, их локальные и отрасле­вые сети; прикладное программное обеспече­ние и информационные ресурсы; интегриро­ванные информационные системы, проблемно

 

52

 

ориентированные пакеты прикладных про­грамм по отрасли и сфере деятельности; экс­пертные системы и системы поддержки при­нятия решений; моделирование и прогнозиро­вание профессиональной деятельности

 

 

СД.ДС.ДВ.00

Дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые об­разовательным учреждением

 

250

ТО.Р

Теоретическое обучение — дисциплины на­ционально-регионального (регионального) компонента

200

150

ДФ.00

Дисциплины факультативные

336

150

К

Консультации ( на каждую учебную группу на весь период обучения)

300

 

ТО.00

Всего часов теоретического обучения

4536

3024

 
 
 
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной про­граммы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования состав­ляет 147 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая лабораторные
и практические занятия, выполнение курсовых работ
(курсовое проектирование) 84 недели;
производственная ( профессиональная ) практика 23/27 недель;
промежуточная аттестация 5 недель;
итоговая государственная аттестация 8/4 недели;
резерв времени образовательного учреждения 4 недели;
-    каникулярное время 23 недели.
4. Общие требования к разработке основной профессиональной
образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
4.1. Общие положения
4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.
4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специально­сти разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму со­держания и уровню подготовки выпускников по специальности 1104 Металловеде­ние и термическая обработка металлов (далее - Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, про­граммы учебных дисциплин, программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учеб­ного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются по­ложения данного раздела с учетом специфики организации образовательного про­цесса в конкретном образовательном учреждении.
4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специально­сти в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компо­нента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.
4.1.4. Содержание национально-регионального (регионального) компонента ос­новной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Фе­дерации или образовательным учреждением самостоятельно.
В случае введения субъектами Российской Федерации национально-регионального (регионального) компонента финансирование связанных с этим за­трат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов со­ответствующих субъектов Российской Федерации; в остальных случаях финансиро­вание осуществляется за счет средств учредителей.
Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (ре­гионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента.
4.1.5. Объем практической подготовки студента - производственная (профес­сиональная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) - должен составлять 50-60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса
4.2.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как прави­ло, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятель­ности в соответствующей профессиональной сфере.
4.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного про­цесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержа­нию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методи­ческих пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными ма­териалами.
Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0.5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны исполь­зоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессио­нально ориентированных периодических изданий.
4.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную обра­зовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практиче­ских работ, включая как обязательный компонент практические задания с исполь­зованием персональных компьютеров.