Металловедение и термическая обработка металлов (техник)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
1104 Металловедение и термическая обработка металлов(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация - техник
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.
© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
1.1. Специальность 1104 Металловедение и термическая обработка металлов утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей среднего профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы при очной форме обучения:
- на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев1. Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном ) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полученном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
Москва - 2002 г. новного общего образования реализуют основную образовательную программу среднего
(полного ) общего образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.
1.4. Квалификация выпускника - техник.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области металловедения и термической обработки металлов в качестве техника в организациях металлургического и машиностроительного профилей различных организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая — подготовка и осуществление технологических процессов термической и химико-термической обработки сталей различных марок и сплавов; контроль за соблюдением технологической дисциплины и эксплуатацией оборудования термических цехов; осуществление входного контроля качества металлов и сплавов в соответствии с требованиями стандартов и технических условий; оперативное выявление и устранение нарушений технологических режимов; контроль качества выпускаемой продукции;
организационно-управленческая — организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; оценка экономической эффективности производственной деятельности; сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управленческих решений; обеспечение безопасности труда на производственном участке;
опытно-экспериментальная - под руководством более квалифицированного специалиста проведение опытных технологических процессов термической обработки металлов, регистрация по заданной программе необходимых характеристик и параметров и обработка полученных результатов.
Выпускник должен уметь: осуществлять технологический процесс термической обработки металлов и сплавов; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора марок сталей и сплавов, цветных металлов; основного, дополнительного и вспомогательного оборудования, измерительных средств; осуществлять технологический контроль качества обрабатываемых изделий; производить необходимые расчеты с использованием средств вычислительной техники; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оценивать эффективность производственной деятельности; организовывать работу исполнителей по производству готовой продукции.
Выпускник должен знать: теоретические основы термической, термомеханической и химико-термической обработки металлов; нормативно-правовые акты и справочные материалы по тематике работы, методы анализа металлов и сплавов, определения механических свойств металлов и сплавов, выявления дефектов без разрушения деталей, назначение и способы выполнения различных методов термического упрочнения; возможные виды брака при термическом упрочнении и методы их предупреждения и исправления, методы борьбы с коррозией металлов, различных марок сталей, чугунов, цветных металлов и сплавов; режимы и технологию термической обработки литья, поковок, проката, механически обработанных деталей и инструментов; назначение и принцип действия основного и вспомогательного оборудования термических цехов и лабораторий испытания металлов; контрольно-измерительную аппаратуру; основы организации промышленного предприятия и управления им; основные показатели производственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда, технику безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную программу среднего профессионального образования по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы высшего профессионального образования по специальностям направления подготовки 110500 Металловедение и термическая обработка металлов в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и природе, уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стремиться к творческой самореализации;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпринимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен
в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
- уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка; в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области социальной психологии2:
- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
- знать общие положения экономической теории;
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
- уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономерностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политических отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен
в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общности ее понятий и представлений;
- знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятности и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;
- уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации; знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства;
в области экологических основ природопользования:
- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
- о роли общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
- о современных средствах компьютерной графики;
- о способах получения, передачи и потребления электроэнергии и других видов энергии;
- о перспективах развития металлургии;
- о системах обеспечения качества продукции;
- о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;
знать:
- правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологической документации;
- основные виды механизмов, их кинематические и динамические характеристики;
- способы графического представления пространственных образов;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- устройство, принцип действия и основные характеристики электромеханических приборов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные технологические процессы металлургического производства;
- производство конструкционных материалов и методы их обработки;
- основные химические и физико-химические методы анализа;
уметь:
- оформлять проектно-конструкторскую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- производить расчеты деталей механизмов и машин;
- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
- применять документацию систем качества;
- применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
- определять направление основных реакций сталеплавильных процессов;
- выполнять химические и физико-химические методы анализа сырья и продуктов металлургии;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
- знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики отрасли:
- иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов рыночной экономики;
- знать организацию производственного и технологического процессов;
- знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
- знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- знать методику разработки бизнес-плана;
- знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
в области менеджмента:
- иметь представление о современном менеджменте;
- знать функции, виды и психологию менеджмента;
- знать основы организации работы коллектива исполнителей;
- знать принципы делового общения в коллективе;
- знать информационные технологии в сфере управления производством;
- знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- иметь представление о медицинских знаниях;
в области охраны труда:
- знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии;
- уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
- уметь использовать экобиозащитную технику.
По специальным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
- о перспективах развития отрасли;
- о ресурсосберегающих технологиях термической обработки металлов и сплавов;
- о системах автоматизированного производства термической обработки металлов и сплавов;
- о перспективных направлениях развития методов расчета и конструирования печей;
- о требованиях международных стандартов ИСО 9000 по контролю качества продукции;
- об использовании информационных технологий при разработке технологических процессов термической обработки металлов и сплавов;
знать:
- кристаллическое строение металлов, основы теории сплавов;
- теоретические основы и технологию современных процессов термической обработки;
- основное, дополнительное и вспомогательное оборудование термических цехов, основы проектирования термических участков, цехов;
- принципы конструирования нагревательных печей для термической обработки металлов и сплавов;
- методы испытаний и контроля сталей и сплавов;
- устройство и принцип действия системы автоматического регулирования параметров технологических процессов в термическом производстве;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь:
- выбирать материалы для изготовления различных деталей и конструкций на основе анализа их свойств;
- осуществлять технологические процессы термической обработки металлов и сплавов;
- выбирать основное, дополнительное и вспомогательное оборудование для термической и химико-термической обработки металлов и сплавов;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами, средствами и системами автоматизации технологических процессов в термическом производстве;
- рассчитывать тепловой баланс нагревательных печей;
- производить механические и технологические испытания металлов и сплавов в соответствии с действующими стандартами;
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов выпускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
Индекс | Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы | Всего часов мак-сималь- ной учебной нагрузки студента | В т. ч. часов обяз. учебных занятий |
1 | 2 | 3 | 4 |
ТО.Ф | Теоретическое обучение — дисциплины федерального компонента | 3700 | 2874 |
ОГСЭ.00 | Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины3 | 750 | 592 |
ОГСЭ.01 | Основы философии: предмет философии; основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; человек и космос; человек, общество, цивилизация, культура; свобода и ответственность личности; человеческое познание и деятельность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем | 44 | |
ОГСЭ.02 | Основы права: право: понятие, система, источники; Конституция Российской Федерации - ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав человека; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; основные отрасли права: государственное, административное, гражданское, трудовое, семейное, уголовное; судебная система Российской Федерации; правоохранительные органы | 32 | |
ОГСЭ.03 | Русский язык и культура речи: основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи; понятие о нормах русского литературного языка; виды норм; функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля; лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикография; основные типы словарей, фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразительности; орфоэпия, орфоэпические нормы русского ли- | 56 | |
тературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской графики; орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология; грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста | |||
ОГСЭ.04 | Иностранный язык: основы общения на иностранном языке: фонетика, лексика, фразеология, грамматика; основы делового языка по специальности; профессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; профессиональное общение | 168 | |
ОГСЭ.05 | Физическая культура: роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-прикладная физическая подготовка | 168 | |
ОГСЭ.06 | Социальная психология: предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; проблема социализации личности; проблема межличностных отношений; психология общения: содержание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда; мотивы трудовой деятельности; психология профессий | 64 | |
ОГСЭ.07 | Основы экономики: экономика и ее основные проблемы; микроэкономика; ресурсы; механизмы рыночного | ||
ценообразования; конкуренция; экономические основы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэкономика; структура экономики страны; финансы; денежно-кредитная и налоговая системы; инфляционные процессы; безработица; проблемы экономического роста; микро- и макроэкономические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой рынок товаров, услуг и валют; основы бизнеса | |||
ОГСЭ.08 | Основы социологии и политологии: социология как наука; общество как социокультурная система; социальные общности; социальные и этнонациональные отношения; социальные процессы; социальные институты и организации; личность: ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разрешения; предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России | ||
ОГСЭ.ДВ. 00 | Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением | 60 | |
ЕН.00 | Математические и общие естественнонаучные дисциплины | 196 | 132 |
ЕН.01 | Математика: математический анализ: дифференциальное и интегральное исчисление; обыкновенные дифференциальные уравнения в частных производных; последовательности и ряды; основы теории вероятности и математической статистики: случайная величина, ее функция распределения, математическое ожидание и дисперсия; основные численные методы; численное ин- | 40 | |
тегрирование и дифференцирование; решение обыкновенных дифференциальных уравнений | |||
ЕН.02 | Информатика: автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология; общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем; программное обеспечение вычислительной техники, операционные системы и оболочки; прикладное программное обеспечение; организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации; защита информации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты информации; локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации; прикладные программные средства: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редакторы, информационно-поисковые системы (с изучением конкретных программных средств в зависимости от специальности); автоматизированные системы: понятие, состав, виды | 60 | |
ЕН.03 | Экологические основы природопользования: особенности взаимодействия общества и природы; природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования, размещение производства и проблема отходов; понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогнозирование последствий природопользования; правовые и социальные вопросы природопользования; охраняемые природные территории; концепция устойчивого развития; международное сотрудничество в области природопользования и охраны окружающей среды | 32 | |
ОПД.00 | Общепрофессиональные дисциплины | 1180 | 922 |
ОПД.01 | Инженерная графика: геометрическое черчение; правила оформления чертежей; геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей; проекционное черчение; техническое | 100 | |
рисование; правила разработки и оформления конструкторской документации; машиностроительное черчение; категории изображения на чертеже: виды, разрезы, сечения; методы решения графических задач; средства инженерной графики; методы и приемы выполнения схем по специальности | |||
ОПД.02 | Техническая механика: основы теоретической механики; статика: аксиомы статики; плоская и пространственная системы сил; кинематика: основные понятия кинематики; кинематика точки и твердого тела; динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки; силы инерции; трение; работа и мощность; сопротивление материалов; деформации упругие и пластические; силы внешние и внутренние; метод сечения; растяжение и сжатие; расчеты на срез и смятие; кручение; изгиб; детали механизмов и машин: элементы конструкций; характеристики механизмов и машин | 100 | |
ОПД.03 | Электротехника и электроника: электротехника: электрическое поле; электрические цепи постоянного и переменного тока; электромагнетизм; электрические измерения; электрические машины переменного и постоянного тока; трансформаторы; основы электропривода; передача и распределение электрической энергии; электроника: физические основы электроники; электронные приборы; электронные выпрямители и стабилизаторы; электронные усилители; электронные генераторы и измерительные приборы; электронные устройства автоматики и вычислительной техники; микропроцессоры и микроЭВМ | 100 | |
ОПД.04 | Метрология, стандартизация и сертификация: правовые основы, цели, задачи, принципы, объекты и средства метрологии, стандартизации и сертификации; метрология: основные понятия и определения; метрологические службы, обеспечивающие единство измерений; государственный метрологический контроль и надзор; | 60 | |
стандартизация: основные термины и определения в области стандартизации и управления качеством; международная и региональная стандартизация, Межгосударственная стандартизация в СНГ; Государственная система стандартизации Российской Федерации; качество продукции; показатели качества и методы их оценки; испытание и контроль продукции; технологическое обеспечение качества; системы качества; сертификация: основные термины и определения в области сертификации; организационная структура сертификации; системы сертификации; порядок и правила сертификации; обязательная и добровольная сертификация; схемы сертификации | |||
ОПД.05 | Основы металлургического производства: топливо и огнеупорные материалы; агломерационное производство; металлургия чугуна; металлургия стали; порошковая металлургия; | 80 | |
производство ферросплавов; основы прокатного производства; основы литейного производства; понятие о сварке и пайке металлов | |||
ОПД.06 | Химические и физико-химические методы анализа: метрология и стандартизация методов аналитического контроля; теоретические основы аналитической химии; химические методы анализа; физико-химические методы анализа; физические методы анализа; методы анализа материалов металлургического производства; перспективы совершенствования методов анализа химического состава материалов металлургического производства | 110 | |
ОПД.07 | Правовое обеспечение профессиональной деятельности: понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационно-правовые формы юридических лиц; трудовое право; трудовой договор и порядок его заключения, основания прекращения; оплата труда; роль госу- | 48 | |
дарственного регулирования в обеспечении занятости населения; дисциплинарная и материальная ответственность работника; административные правонарушения и административная ответственность; право социальной защиты граждан; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров | |||
ОПД.08 | Экономика отрасли: отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; отраслевой рынок труда; управление отраслью; экономические показатели развития отрасли; организация (предприятие) как хозяйствующий субъект; формы организаций (предприятий), их производственная и организационная структура; типы производства, их характеристика; основные производственные и технологические процессы; инфраструктура организации; капитал и имущество организации; основные и оборотные средства, трудовые ресурсы, организация, нормирование и оплата труда; маркетинговая деятельность организации; производственная программа и производственная мощность; издержки производства и себестоимость продукции, услуг; ценообразование; оценка эффективности деятельности организации; качество и конкурентоспособность продукции; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность организации; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей | 80 | |
ОПД.09 | Менеджмент: цели и задачи управления организациями различных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений; стратегический менеджмент; система мотивации труда; управление рисками; управление конфликтами; психология менеджмента; этика делового общения; информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в облас- | 32 | |
ти профессиональной деятельности | |||
ОПД.10 | Безопасность жизнедеятельности: общие сведения о чрезвычайных ситуациях; чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначение и задачи гражданской обороны; организация защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; средства защиты; основы военной службы: основы обороны государства; Вооруженные Силы Российской Федерации; боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний; негативное воздействие на организм человека курения табака | 68 | |
ОПД.11 | Охрана труда: воздействие негативных факторов на человека; идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опасностей технических систем и технологических процессов, экобиозащитная техника; правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии; материальные затраты на охрану труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности | 34 | |
ОПД.ДВ.00 | Дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением | 110 | |
СД.00 | Специальные дисциплины | 1574 | 1228 |
СД.01 | Металловедение: кристаллическое строение металлов; формирование структуры металла при кристаллизации: фазы и структуры в металлических сплавах; формирование структуры сплавов при кристаллизации; контроль макро- и микроструктуры металлов; деформация и разрушение металлов; влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла; железо и сплавы на его основе; чугун; фазовые превращения в сплавах железа; конструкционные | 246 | |
стали и сплавы; инструментальные стали и твердые сплавы; стали и сплавы с особыми физическими свойствами; тугоплавкие металлы и их сплавы; титан и сплавы на его основе; алюминий и сплавы на его основе; магний и сплавы на его основе; антифрикционные сплавы; композиционные материалы; конструкционные порошковые материалы | |||
СД.02 | Технология термической обработки металлов: понятие о технологической дисциплине; теория термической обработки: классификация видов и процессов, технология нагрева, отжиг, закалка и отпуск, поверхностная закалка; термомеханическая обработка; химико-термическая обработка стали; термическая обработка чугуна, цветных металлов и сплавов, полуфабрикатов, сварных конструкций, | 270 | |
деталей машин и механизмов, инструмента; нормирование операций термической и химико-термической обработки; перспективные методы термического упрочнения изделий: эффективные упрочняющие технологии термической обработки и с использованием высококонцентрированных источников тепловой энергии; ресурсо- и энергосберегающие технологии; причины брака и меры по его предупреждению | |||
СД.03 | Оборудование термических цехов: основное: печи, оборудование для скоростного и поверхностного нагрева изделий, закалочные баки и машины; дополнительное: для промывки и очистки, травления, правки; вспомогательное оборудование термических цехов; агрегаты для термической и химико-термической обработки металлов; основы проектирования термических участков; правила технической эксплуатации термического оборудования | 120 | |
СД.04 | Топливо и печи: материалы для изготовления печей: огнеупорные материалы, теплоизоляционные материалы, кладка и строительные элементы печей; основы теплопередачи: передача тепла тепло- | 130 | |
проводностью, конвекцией, излучением, в рабочем пространстве печи; основы механики печных газов; теплогенерация в печах за счет сжигания газов: основы теории и расчеты горения топлива, устройство для сжигания топлива и для утилизации тепла; нагрев и охлаждение металла; способы электрического нагрева; расчет нагревательных элементов; тепловой баланс печей | |||
СД.05 | Методы испытаний и контроль качества металлов: общие понятия о качестве металлов и сплавов и дефектах; виды контроля; контроль твердости; контроль механических свойств; контроль технологических свойств; методы | 60 | |
неразрушающего контроля; выбор метода и организация контроля металлов и сплавов | |||
СД.06 | Автоматизация технологических процессов: основы техники измерений; государственная система измерений, ее назначение и функции; классификация средств измерений; контрольно-измерительные приборы; методы измерения и контроля температуры, давления, расхода количества жидкостей и газов; специальные измерения в черной металлургии; основные сведения об автоматических системах регулирования (АРС), классификация АРС и их назначение, свойства объектов регулирования, автоматические регуляторы и исполнительные механизмы; вычислительная техника в управлении технологическими процессами; технологические особенности и задачи управления основными металлургическими процессами; назначение, элементарная база, функциональные схемы автоматического контроля и регулирования основных параметров металлургических печей; аварийная защита технологического оборудования; комплексная автоматизация металлургических процессов: общие сведения об автоматических системах управления технологическими процессами в металлургии; современные направления совершенствования контроля и автоматизации метал- | 100 | |
лургического производства; технико-экономический эффект автоматизации металлургических процессов; особенности техники безопасности при эксплуатации средств и систем автоматизации в металлургических цехах | |||
СД.07 | Информационные технологии в профессиональной деятельности: основные принципы, методы и свойства информационных и коммуникационных технологий, их эффективность; автоматизированные рабочие места, их локальные и отраслевые сети; прикладное программное обеспечение и информационные ресурсы; интегрированные информационные системы, проблемно | 52 | |
ориентированные пакеты прикладных программ по отрасли и сфере деятельности; экспертные системы и системы поддержки принятия решений; моделирование и прогнозирование профессиональной деятельности | |||
СД.ДС.ДВ.00 | Дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учреждением | 250 | |
ТО.Р | Теоретическое обучение — дисциплины национально-регионального (регионального) компонента | 200 | 150 |
ДФ.00 | Дисциплины факультативные | 336 | 150 |
К | Консультации ( на каждую учебную группу на весь период обучения) | 300 | |
ТО.00 | Всего часов теоретического обучения | 4536 | 3024 |
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов при очной форме обучения на базе среднего (полного) общего образования составляет 147 недель, в том числе:
теоретическое обучение, включая лабораторные
и практические занятия, выполнение курсовых работ
(курсовое проектирование) 84 недели;
производственная ( профессиональная ) практика 23/27 недель;
промежуточная аттестация 5 недель;
итоговая государственная аттестация 8/4 недели;
резерв времени образовательного учреждения 4 недели;
- каникулярное время 23 недели.
4. Общие требования к разработке основной профессиональной
образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов
4.1. Общие положения
4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.
4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специальности разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1104 Металловедение и термическая обработка металлов (далее - Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисциплин, программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с учетом специфики организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.
4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специальности в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компонента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.
4.1.4. Содержание национально-регионального (регионального) компонента основной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Федерации или образовательным учреждением самостоятельно.
В случае введения субъектами Российской Федерации национально-регионального (регионального) компонента финансирование связанных с этим затрат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации; в остальных случаях финансирование осуществляется за счет средств учредителей.
Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (регионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента.
4.1.5. Объем практической подготовки студента - производственная (профессиональная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) - должен составлять 50-60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса
4.2.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере.
4.2.2. Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методических пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными материалами.
Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0.5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны использоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессионально ориентированных периодических изданий.
4.2.3. Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практических работ, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров.