Литейное производство черных и цветных металлов (техник)

Ссылка доступна только зарегистрированным пользователям.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
1103 Литейное производство черных и цветных металлов (базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация - техник
 
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕС­СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускников по специальности 1103 Литейное произ­водство черных и цветных металлов (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2002. 36 с.
© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов
1.1. Специальность 1103 Литейное производство черных и цветных металлов утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования - Классификатора специальностей сред­него профессионального образования».
1.2. Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база приема.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной про­граммы при очной форме обучения:
- на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
- на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев . Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
- аттестат о среднем (полном) общем образовании;
- аттестат об основном общем образовании;
- диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полу­ченном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебно­го плана общеобразовательных учреждений;
- документ об образовании более высокого уровня.
Москва - 2002 г.
Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку специалистов на базе ос­новного общего образования, реализуют основную образовательную программу средне­го (полного) общего образования с учетом профиля получаемого среднего профессио­нального образования.
1.4. Квалификация выпускника - техник.
1.5. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области ли­тейного производства черных и цветных металлов в качестве техника в организаци­ях металлургического и машиностроительного профилей различных организацион­но-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая - подготовка и осуществление технологиче­ских процессов плавки, литья и производства отливок из черных и цветных метал­лов, контроль за соблюдением технологической дисциплины в литейном производ­стве и эффективным использованием технологического оборудования производства черных и цветных металлов; осуществление входного контроля исходных материа­лов литейного производства в соответствии с технологическим процессом; анализ испытаний по определению химического состава и основных свойств материалов в соответствии с требованиями стандартов и технических условий; анализ причин образования дефектов в отливках из черных и цветных металлов и сплавов и разра­ботка мероприятий по их устранению;
организационно-управленческая - организация работы коллектива исполнителей; планирование и организация производственных работ; оценка экономической эффек­тивности производственной деятельности; сбор, обработка и накопление с использо­ванием современных технических средств технологической, технической, экономиче­ской и других видов информации для реализации инженерных и управленческих ре­шений; обеспечение техники безопасности на производственном участке;
опытно-экспериментальная - под руководством более квалифицированного специалиста проведение опытных технологических процессов в литейном произ­водстве черных и цветных металлов, регистрация по заданной программе необхо­димых характеристик и параметров и обработка полученных результатов.
Выпускник должен уметь: осуществлять технологический процесс изготовления отливок и заготовок простой конфигурации; пользоваться нормативной и справочной литературой для выбора исходных материалов, оборудования, измерительных средств; осуществлять технологический контроль за качеством исходных материалов; производить необходимые расчеты с использованием средств вычислительной техни­ки; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оценивать эффективность производственной деятельности; организовывать ра­боту исполнителей по производству полуфабрикатов и готовой продукции.
Выпускник должен знать: теоретические основы и закономерности процессов формирования структуры и свойств литых сплавов, литейные свойства металлов и сплавов; методы расчета оптимальных составов шихты и параметров технологиче­ского процесса изготовления отливок, способы получения литейных форм и стерж­ней, конструкций прибылей и литниковых систем; физические свойства и химиче­ский состав исходных материалов; нормативные, правовые акты и справочные ма­териалы по профилю работы; терминологию, применяемую в специальной техниче­ской литературе; действующие стандарты, технические условия на разрабатывае­мую технологическую (техническую) документацию; технические характеристики, конструктивные особенности и правила эксплуатации используемого оборудова­ния; причины образования брака и методы его устранения; методы расчета эконо­мической эффективности внедрения новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений; основы организации промыш­ленного предприятия и управления им; основные показатели производственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную про­грамму среднего профессионального образования по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов, подготовлен:
- к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы выс­шего профессионального образования;
- к освоению основной профессиональной образовательной программы выс­шего профессионального образования по специальностям направления подготовки 651300 Металлургия в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- иметь представление о современном мире как духовной, культурной, ин­теллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
- знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и приро­де; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
- обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
- обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
- быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действи­ям в условиях неопределенности;
- быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, спо­собным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профес­сиональной деятельности;
- быть способным к практической деятельности по решению профессио­нальных задач на предприятиях и в организациях различных организацион­но-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
- быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
- быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
- быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению но­вых знаний;
- обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопозна­нию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стре­миться к творческой самореализации;
- знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпри­нимательства в профессиональной сфере;
- иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен в области философии:
- иметь представление о философских, научных и религиозных картинах ми­ра, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенно­стях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общест­ва, цивилизации;
- иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответ­ственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
- иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с разви­тием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
- знать основные положения Конституции Российской Федерации;
- иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
- знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
- уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы, регла-ментируюшие профессиональную деятельность специалиста;
в области русского языка и культуры речи:
- знать различия между языком и речью, функции языка как средства фор­мирования и трансляции мысли;
- знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письмен­ной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и эти­ческими нормами;
- уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместно­сти и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
- владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностран­ных текстов профессиональной направленности;
- обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры:
- иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, про­фессиональном и социальном развитии человека, знать основы здорового образа жизни;
- уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепле­ния здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самооп­ределения в физической культуре;
в области социальной психологии2:
- знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
- уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
- знать общие положения экономической теории;
- иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
- уметь находить и использовать необходимую экономическую информа­цию;
в области социологии и политологии:
- иметь представление о социологическом подходе в понимании закономер­ностей функционирования и развития общества и личности;
- иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, со­циальном взаимодействии и об основных социальных институтах общест­ва;
- иметь представление о социальных движениях и других факторах социаль­ного изменения и развития;
- иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политиче­ских отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен
в области математики:
- иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общ­ности ее понятий и представлений;
- знать основные понятия и методы математического анализа, теории веро­ятностей и математической статистики; основные численные методы реше­ния прикладных задач;
- уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики:
- иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, поиска, хранения, передачи и нако­пления информации;
- иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычисли­тельной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
- знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
- знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
- уметь использовать изученные прикладные программные средства; в области экологических основ природопользования:
- иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
- иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и при­чинах возникновения экологического кризиса;
- иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окру­жающей среды;
- иметь представление об экологических принципах рационального приро­допользования.
По общепрофессиональным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
- о роли общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
- о современных средствах инженерной графики;
- о компонентах электронной техники, микропроцессорах и микроЭВМ в структуре средств вычислительной техники и системах автоматического контроля и управления процессами и объектами в производстве;
- о новейших достижениях и перспективах развития в области материалове­дения и обработки металлов и их сплавов;
- о системе обеспечения качества продукции и методах оценки качества от­ливок;
- о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;
- о перспективах развития черных и цветных металлов, порошковых, компо­зиционных и неметаллических материалов;
- о перспективах совершенствования методов аналитического контроля хи­мического состава материалов литейного производства;
- об основных положениях теплотехники и теплоэнергетики литейного про­изводства;
- о структуре, назначении цехов и служб литейного производства;
знать:
- правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологиче­ской документации;
- основные законы технической механики;
- теоретические основы электротехники;
- методы расчета и измерения основных параметров простых электрических и электронных цепей;
- закономерности процессов кристаллизации и структурообразования метал­лов и сплавов, основы их термообработки;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертифи­кации;
- основные положения Государственной системы стандартизации Россий­ской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организацион­но-методических стандартов;
- теоретические основы фазовых превращений в сплавах;
- современные методы анализа свойств и структуры металлов и сплавов;
- законы тепло- и массопереноса, методы выбора и расчета нагревательных и плавильных печей, используемых в литейном производстве;
- экономические принципы охраны природы и рациональное природополь­зование, перспективы создания не разрушающих природу технологий;
уметь:
- оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техни­ческую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
- использовать контрольно-измерительные приборы, робото- и микропроцес­сорную технику, применяемую в литейном производстве;
- выбирать материалы по их назначению и условиям эксплуатации, анализи­ровать свойства и структуры металлов и сплавов;
- применять требования нормативных документов к основным видам про­дукции (услуг) и процессов;
- применять основные правила и документы системы сертификации Россий­ской Федерации;
- применять документацию систем качества;
- составлять принципиальные технологические схемы производства чугуна, стали, цветных металлов, пайки мягким припоем, пользоваться меритель­ным инструментом;
- производить расчеты нагревательных и плавильных печей в литейном про­изводстве;
- обеспечивать экологическую безопасность производства и охрану труда персонала;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
- иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
- знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятель­ности;
- знать законодательные акты и другие нормативные документы, регули­рующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
- уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики отрасли:
- иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- знать организацию производственного и технологического процессов;
- знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
- знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
- знать методику разработки бизнес-плана;
- знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
в области менеджмента:
- иметь представление о современном менеджменте;
- знать функции, виды и психологию менеджмента;
- знать основы организации работы коллектива исполнителей;
- знать принципы делового общения в коллективе;
- знать информационные технологии в сфере управления производством;
- знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
- знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнози­рования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвы­чайных ситуациях и стихийных явлениях;
- уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- знать основы военной службы и обороны государства;
- иметь представление о медицинских знаниях; в области охраны труда:
- знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профес­сиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные ос­новы охраны труда на предприятии;
- уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере про­фессиональной деятельности;
- уметь использовать экобиозащитную технику.
По специальным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
- о перспективах научно-технического направления развития литейного про­изводства;
- о принципах надежного и безопасного электроснабжения литейных цехов;
- о назначении, задачах и функциях автоматических систем управления ли­тейных цехов;
- о перспективах развития ресурсосберегающих технологий выплавки ли­тейных сплавов и изготовления отливок;
- о системах автоматизированного проектирования при производстве литых изделий;
- об использовании информационных технологий при разработке новых про­цессов литейного производства;
знать:
- литейные свойства металлов и сплавов, закономерности процессов форми­рования структуры и свойств литых сплавов;
- причины образования дефектов в отливках и методы их устранения;
- методы расчета оптимальных составов шихты и параметров технологиче­ского процесса изготовления отливок;
- оптимальные технологии выплавки литейных сплавов и изготовления от­ливок, способов получения литейных форм и стержней;
- назначение, конструкцию и принцип действия технологического оборудо­вания литейных цехов;
- технологические процессы специальных видов литья;
- типы и назначение контрольно-измерительных приборов, используемых для контроля и управления процессами литья;
- общие сведения об автоматических системах управления технологически­ми процессами выплавки литейных сплавов и изготовления отливок;
- состав, функции и возможности использования информационных и теле­коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь:
- выбирать наиболее эффективное оборудование для технологического про­цесса получения отливок, изготовления литейных форм и стержней, для специальных способов литья;
- осуществлять контроль за выполнением технологического процесса произ­водства черных и цветных металлов, технологии обработки металлов и сплавов и работой оборудования;
- выполнять необходимые расчеты при разработке технологических процес­сов изготовления отливок;
- устанавливать и осуществлять рациональные режимы технологических операций изготовления отливок, обеспечивающих получение продукции высокого качества;
- пользоваться контрольно-измерительными приборами, средствами и сис­темами автоматизации технологических процессов литейных цехов;
- использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
-    применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
2.3. Требования к уровню подготовки выпускника по производственной (профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4. Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессио­нальной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной програм­мы по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов вы­пускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, ор­ганизационно-управленческой, опытно-экспериментальной деятельности в соответ­ствии с квалификационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов
 

Индекс

Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы

Всего ча­сов мак-сималь-
ной учебной нагрузки студента

В т. ч. ча­сов обяз. учебных занятий

1

2

3

4

ТО.Ф

Теоретическое обучение — дисциплины фе­дерального компонента

3350

2622

ОГСЭ.00

Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины3

710

564

ОГСЭ.01

Основы философии:
предмет философии, основные вехи мировой философской мысли; природа человека и смысл его существования; человек и Бог; че­ловек и космос; человек, общество, цивилиза­ция, культура; свобода и ответственность

 

44

 

личности; человеческое познание и деятель­ность; наука и ее роль; человечество перед лицом глобальных проблем

 

 

ОГСЭ.02

Основы права:
право: понятие, система, источники; Консти­туция Российской Федерации - ядро правовой системы; Всеобщая декларация прав челове­ка; личность, право, правовое государство; юридическая ответственность и ее виды; ос­новные отрасли права: государственное, ад­министративное, гражданское, трудовое, се­мейное, уголовное; судебная система Россий­ской Федерации; правоохранительные органы

 

32

ОГСЭ.03

Русский язык и культура речи: основные составляющие русского языка; язык и речь; специфика устной и письменной речи; понятие культуры речи;
понятие о нормах русского литературного языка; виды норм;
функциональные стили речи; специфика и жанры каждого стиля;
лексика; использование в речи изобразительно-выразительных средств; лексические нормы; фразеология; типы фразеологических единиц, их использование в речи; лексикография; основные типы словарей; фонетика; основные фонетические единицы; фонетические средства языковой выразитель­ности;
орфоэпия; орфоэпические нормы русского ли­тературного языка; понятие о фонеме; графика; позиционный принцип русской гра­фики;
орфография; принципы русской орфографии; морфемика; словообразовательные нормы; морфология;   грамматические   категории   и способы их выражения в современном рус­ском языке; морфологические нормы; синтаксис; основные единицы синтаксиса; русская пунктуация; лингвистика текста

 

56

ОГСЭ.04

Иностранный язык:
основы общения на иностранном языке: фоне-

 

154

 

тика, лексика, фразеология, грамматика; ос­новы делового языка по специальности; про­фессиональная лексика, фразеологические обороты и термины; техника перевода (со словарем) профессионально ориентированных текстов; профессиональное общение

 

 

ОГСЭ.05

Физическая культура:
роль физической культуры в общекультур­ном, профессиональном и социальном разви­тии человека; социально-биологические и психофизиологические основы физической культуры; основы физического и спортивного самосовершенствования; профессионально-при-кладная физическая подготовка

 

154

ОГСЭ.06

Социальная психология:
предмет социальной психологии; социально-психологическая характеристика личности; про­блема социализации личности; проблема меж­личностных отношений; психология общения: со­держание, цели и средства общения, техника и приемы организации коммуникаций; группа как социально-психологический феномен: виды групп, групповая динамика и лидерство в группе, проблема эффективности групповой деятельности; природа конфликтов и пути их разрешения; человек и труд; человек как субъект труда;     мотивы     трудовой     деятельности;

 

64

ОГСЭ.07

пОссинхоовлыогэикяопнроомфиексис:ий
экономика и ее основные проблемы; микроэко­номика; ресурсы; механизмы рыночного цено­образования; конкуренция; экономические ос­новы деятельности фирмы; антимонопольное регулирование; доходы населения; регулирова­ние социально-экономических проблем; макро­экономика; структура экономики страны; фи­нансы; денежно-кредитная и налоговая система; инфляционные процессы; безработица; пробле­мы экономического роста; микро- и макроэко­номические проблемы российской экономики; международное разделение труда; мировой ры­нок товаров, услуг и валют; основы бизнеса

 

ОГСЭ.08

Основы социологии и политологии:

 

 

социология как наука; общество как социокуль­турная система; социальные общности; соци­альные и этнонациональные отношения; социальные процессы; социальные институты и организации; личность; ее социальные роли и социальное поведение; социальные движения; социальные конфликты и способы их разре-пшреендимяе; т политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные отношения; социально-экономические процессы в России

 

 

ОГСЭ.ДВ.00

Дисциплины по выбору студента, устанав­ливаемые образовательным учреждением

 

60

ЕН.00

Математические и общие естественнонауч­ные дисциплины

196

132

ЕН.01

Математика:
математический анализ: дифференциальное и интегральное    исчисление;    обыкновенные дифференциальные уравнения, дифференци­альные уравнения в частных производных; последовательности и ряды; основы теории вероятности и математической статистики: случайная величина, ее функция распределения, математическое ожидание и дисперсия; основные численные методы; чис­ленное интегрирование и дифференцирова­ние; решение обыкновенных дифференциаль­ных уравнений

 

40

ЕН.02

Информатика:
автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология; общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем; программное обес­печение вычислительной техники, операци­онные системы и оболочки; прикладное про­граммное обеспечение;
организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации; защита ин­формации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты информации;

 

60

 

локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации; прикладные программные средства: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические редак­торы, информационно-поисковые системы (с изучением конкретных программных средств в зависимости от специальности); автоматизиро­ванные системы: понятие, состав, виды

 

 

ЕН.03

Экологические основы природопользования: особенности взаимодействия общества и при­роды; природоресурсный потенциал, принципы и методы рационального природопользования; размещение производства и проблема отходов; понятие мониторинга окружающей среды, эко­логическое   регулирование,   прогнозирование последствий природопользования; правовые и социальные вопросы природопользования; ох­раняемые природные территории; концепция устойчивого развития; междуна­родное сотрудничество в области природо­пользования и охраны окружающей среды

 

32

ОПД.00

Общепрофессиональные дисциплины

1268

998

ОПД.01

Инженерная графика:
геометрическое черчение; правила оформле­ния чертежей; геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей; проекционное черчение; техническое рисование; правила разработки и оформления конструкторской документации; машино­строительное черчение; категории изображе­ний на чертеже: виды, разрезы, сечения; ме­тоды решения графических задач; средства инженерной графики; методы и приемы выполнения схем по специальности

 

100

ОПД.02

Техническая механика:
основы теоретической механики; статика: ак­сиомы статики;
плоская и пространственная система сил; ки­нематика: основные понятия кинематики; Ки-

 

100

 

нематика точки и твердого тела; динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки; силы инерции; трение; работа и мощ­ность; сопротивление материалов: деформа­ции упругие и пластические; силы внешние и внутренние; метод сечения; растяжение и сжатие; расчеты на срез и смятие; кручение; изгиб; детали механизмов и машин: элементы конструкций; характеристики механизмов и машин

 

 

ОПД.03

Электротехника и электроника: электротехника: электрическое поле; электри­ческие цепи постоянного тока; электромагне­тизм; электрические измерения; электриче­ские машины переменного и постоянного то­ка; трансформаторы; основы электропривода; передача   и   распределение   электрической энергии;   электроника:   физические   основы электроники;  электронные   приборы; элек­тронные выпрямители и стабилизаторы; элек­тронные усилители; электронные генераторы и измерительные приборы; электронные уст­ройства автоматики и вычислительной техни­ки; микропроцессоры и микроЭВМ

 

100

ОПД.04

Материаловедение:
строение, кристаллизация и свойства метал­лов и сплавов в зависимости от их состава, обработки и технологии производства; мето­ды исследования и испытания металлов и сплавов; основы теории сплавов, классифика­ция сталей и сплавов; железоуглеродистые сплавы; углеродистые стали; основы термиче­ской обработки сплавов; легированные стали, чугуны, сплавы цветных металлов; коррозия металлов и сплавов;
строение и свойства материалов; методы из­мерения параметров и свойств материалов; области применения материалов

 

100

ОПД.05

Метрология, стандартизация и сертифика­ция:
правовые основы, цели, задачи, принципы;

 

60

 

объекты и средства метрологии, стандартиза­ции и сертификации;
метрология: основные понятия и определения; метрологические службы, обеспечивающие единство измерений; государственный метро­логический контроль и надзор; стандартиза­ция: основные термины и определения в об­ласти стандартизации и управления качест­вом; международная и региональная стандар­тизация, Межгосударственная стандартизация в СНГ; Государственная система стандарти­зации Российской Федерации; качество продукции, показатели качества и методы их оценки; испытание и контроль продукции; технологическое обеспечение качества; системы качества; сертификация: основные термины и определения в области сертификации; организационная структура сертификации; системы сертификации; порядок и правила сертификации; обязательная и добровольная сертификация;

 

 

ОПД.06

топливо металлургических печей и расчеты горения; основы механики печных газов; ос­новы теплопередачи; нагрев металла и рацио­нальные режимы нагрева; теория горения раз­личных топлив в печах;
материалы и строительные элементы печей: огнеупорные, теплоизоляционные, другие строительные материалы и металлы, приме­няемые при сооружении печей, кладка и строительные элементы печей; теплотехниче­ские основы утилизации тепла отходящих дымовых газов, охлаждение печей, очистка дымовых газов; металлургические печи: клас­сификация и общая характеристика тепловой работы печей, топливные печи, электрические печи, техническое обслуживание и ремонт пе­чей

 

120

ОПД.07

Технология металлов:
основы металлургического производства; тех­нология обработки металлов и сплавов: обра-

 

80

 

ботка металлов давлением, резанием, сварка, резка и пайка металлов, допуски, посадки и технические измерения;
порошковая металлургия; способы получения металлических порошков, технология произ­водства изделий из металлических порошков, композиционные материалы; неметалличе­ские конструкционные материалы

 

 

ОПД.08

Химические и физико-химические методы анализа:
теория электролитической диссоциации, окислительно-восстановительные реакции, качественный анализ катионов и анионов; ко­личественный, весовой и объемный анализ; физико-химические методы анализа: фото­метрические, электрохимические, хромато-графические;
физические методы анализа: спектральный, масс-спектральный, активационный; методы определения фазового состава и газов в спла­вах

 

76

ОПД.09

Правовое обеспечение профессиональной деятельности:
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности, правовое положение субъектов предпринимательской деятельности, организационно-правовые фор­мы юридических лиц, трудовое право, трудо­вой договор и порядок его заключения, осно­вания прекращения, оплата труда, роль госу­дарственного регулирования в обеспечении занятости населения, дисциплинарная и мате­риальная ответственность работника, админи­стративные правонарушения и администра­тивная ответственность, право социальной защиты граждан, защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров

 

48

ОПД.10

Экономика отрасли:
отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; отраслевой рынок труда; управление

 

80

 

отраслью; экономические показатели разви­тия отрасли;
организация (предприятие) как хозяйствую­щий субъект; формы организаций (предпри­ятий), их производственная и организацион­ная структура; типы производства, их харак­теристика; основные производственные и тех­нологические процессы; инфраструктура ор­ганизации; капитал и имущество организации; основные и оборотные средства; трудовые ре­сурсы; организация, нормирование и оплата труда;
маркетинговая деятельность организации; производственная программа и производст­венная мощность;
издержки производства и себестоимость про­дукции, услуг;
ценообразование; оценка эффективности дея­тельности организации; качество и конкурен­тоспособность продукции; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономиче­ская деятельность организации; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей

 

 

ОПД.11

Менеджмент:
цели и задачи управления организациями раз­личных организационно-правовых форм; функции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений; стратегический ме­неджмент; система мотивации труда; управ­ление рисками; управление конфликтами; психология менеджмента; этика делового общения; информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

 

32

ОПД.12

Безопасность жизнедеятельности: общие сведения о чрезвычайных ситуациях, чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характе­ра, их последствия, устойчивость производств

 

68

 

в условиях чрезвычайных ситуаций, назначе­ние и задачи гражданской обороны, организа­ция защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, содержание и орга­низация мероприятий по локализации и лик­видации последствий чрезвычайных ситуа­ций, средства защиты; основы военной служ­бы; основы обороны государства, Вооружен­ные Силы Российской Федерации, боевые традиции, символы воинской чести, основы медицинских знаний;
негативное воздействие на организм человека курения табака

 

 

ОПД.13

Охрана труда:
воздействие негативных факторов на челове­ка, идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опас­ностей технических систем и технологических процессов, экобиозащитная техника, право­вые, нормативные и организационные основы охраны труда в организациях (на предприяти­ях); материальные затраты на охрану труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности

 

34

СД.00

Специальные дисциплины

1176

928

СД.01

Технология литейного производства: понятие о технологической дисциплине; тех­нология плавки металлов и сплавов: класси­фикация, марки, свойства чугунов, сталей, цветных металлов   и сплавов, технология плавки в различных плавильных печах; про­цессы, происходящие при плавке, защита ме­таллических расплавов, взаимодействие рас­плава с атмосферой и футеровкой печи; рафи­нирование, легирование и модифицирование; технология литейной формы; технологическая оснастка, формовочные и стержневые мате­риалы и смеси, их свойства, контроль качест­ва, изготовление форм и стержней вручную, машинная формовка, формовка на автомати­зированных и механизированных линиях; тех­нология производства отливок и слитков:

 

340

 

классификация отливок, особенности изго­товления литейных форм и стержней, заливка литых форм, литниковые системы и питание отливок, обрубка, очистка и термическая об­работка отливок; основы теории и технологии непрерывного литья заготовок, совмещение литья с обработкой металла давлением; тех­ника безопасности при работе на оборудова­нии; причины брака и меры по его предупре­ждению

 

 

СД.02

Оборудование литейных цехов: оборудование для складирования, подготовки формовочных материалов и приготовления смесей, формовочные и стержневые машины, поточно-механизированные и автоматизиро­ванные литейные линии, оборудование скла­дов шихты, плавильных и заливочных отделе­ний, оборудование для выбивки, обрубки и очистки литья, подъемно-транспортное обо­рудование литейных цехов, устройства для очистки от вредных пылегазовыделений, обо­рудование специальных способов литья, ос­новы проектирования литейных цехов, типы и конструкции машин непрерывного литья за­готовок, техника безопасности при работе на оборудовании

 

116

СД.03

Специальные виды литья: литье в кокиль: особенности, применение, ви­ды кокилей, их конструкция, технология изго­товления отливок из чугуна, стали, цветных металлов и сплавов, разработка чертежа отли­вок; литье под давлением: конструкция и ме­ханизмы пресс-форм, технология производст­ва отливок из различных сплавов, проектиро­вание отливок; литье под регулируемым дав­лением; литье под низким давлением, с про­тиводавлением,    вакуумным    всасыванием; вакуум-компрессионное                     литье; лциентьтер:обоесжобнеонености процесса, технология из­готовления отливок, проектирование техноло­гического   процесса   изготовления отливок; литье в оболочковые формы: формовочные

 

70

 
 
 
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной про­граммы по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов при очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
- теоретическое обучение, включая лабораторные
и практические занятия, выполнение курсовых работ
(курсовое проектирование) 77 недель;
- производственная (профессиональная) практика 30\34 недели;
- промежуточная аттестация 5 недель;
- итоговая государственная аттестация 8/4 недели;
- резерв времени образовательного учреждения 4 недели;
- каникулярное время 23 недели.
 
4. Общие требования к разработке основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1103 Литейное производство черных и цветных металлов
4.1. Общие положения
4.1.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.
4.1.2. Основная профессиональная образовательная программа по специально­сти разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму со­держания и уровню подготовки выпускников по специальности 1103 Литейное про­изводство черных и цветных металлов (далее -Государственные требования) и включает в себя требования к уровню подготовки выпускника, учебный план, про­граммы учебных дисциплин, программу производственной (профессиональной) практики, программу итоговой государственной аттестации. При разработке учеб­ного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формировании пояснений к учебному плану применяются по­ложения данного раздела с учетом специфики организации образовательного про­цесса в конкретном образовательном учреждении.
4.1.3. Основная профессиональная образовательная программа по специально­сти в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компо­нента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.
4.1.4. Содержание национально-регионального (регионального) компонента ос­новной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Фе­дерации или образовательным учреждением самостоятельно.
В случае введения субъектами Российской Федерации национально-регионального (регионального) компонента финансирование связанных с этим за­трат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов со­ответствующих субъектов Российской Федерации; в остальных случаях финанси­рование осуществляется за счет средств учредителя.
Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (ре­гионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента.
4.1.5. Объем практической подготовки студента: производственная (профессио­нальная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых работ (курсовое проектирование) должен составлять 50-60% от общего объема времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса
4.2.1. Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как прави­ло, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятель­ности в соответствующей профессиональной сфере.
4.2.2.Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержа­нию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методи­ческих пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными ма­териалами.
Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0,5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны исполь­зоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессио­нально ориентированных периодических изданий.
4.2.3.Требования к материально-техническому обеспечению образовательного процесса.
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную обра­зовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практиче­ских работ, включая как обязательный компонент практические задания с исполь­зованием персональных компьютеров.