Производственная инструкция машиниста крана
Для управления кранами и их обслуживания владелец обязан назначить машинистов, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности. Для строповки и навешивания груза на крюк крана должны назначаться стропальщики.
К обслуживанию кранов допускаются лица не моложе 18 лет, годные по состоянию здоровья, обученные по программам, разработанным учебными центрами и согласованным с Ростехнадзором. Участие инспектора Ростехнадзора в работе квалификационной комиссии при первичной аттестации машинистов, стропальщиков и наладчиков приборов безопасности обязательно. Аттестация других рабочих, обслуживающих краны, может проводиться квалификационной комиссией организации, проводившей обучение, без участия инспектора Ростехнадзора. Лицам, выдержавшим экзамены, выдается удостоверение, снабженное фотографией, за подписью председателя квалификационной комиссии, а машинистам, стропальщикам и наладчикам приборов безопасности — за подписью председателя комиссии и инспектора Ростехнадзора. В удостоверении машиниста должен быть указан тип кранов, к управлению которым он допущен. Удостоверение во время работы рабочие должны иметь при себе. Допуск обслуживающего краны персонала оформляется приказом владельца крана.
Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (машинистов, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться:
■ периодически, не реже одного раза в 12 мес;
■ при переходе работника на другое место работы;
■ по требованию ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией кранов или инспектора Ростехнадзора.
Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме производственной инструкции. Участие инспектора Ростехнадзора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала необязательно.
Результаты аттестации и периодической проверки знаний обслуживающего персонала должны оформляться протоколом с отметкой в удостоверении.
При переводе машиниста с одного крана на другой такой же конструкции, но другой модели владелец крана обязан ознакомить с особенностями устройства и обслуживания крана и обеспечить стажировку. После проверки знаний и практических навыков эти рабочие могут быть допущены к самостоятельной работе.
Обязанности машиниста перед началом работы
1. Предъявить лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами, удостоверение машиниста мостового крана, получить в установленном на предприятии порядке ключ-марку и ознакомиться с предыдущей записью в вахтенном журнале.
2. Произвести приемку крана:
■ произвести внешний осмотр механизмов крана, их тормозов и электрооборудования, защитного заземления, крюковой подвески и каната;
■ проверить наличие смазки механизмов и каната, и в случае необходимости произвести их смазывание;
■ проверить наличие и исправность ограждений механизмов, электрооборудования, галерей и площадок;
■ убедиться в наличии и исправности рабочего и ремонтного освещения, а также звукового сигнального устройства;
■ убедиться в наличии резинового диэлектрического коврика в кабине;
■ осмотреть подкрановые пути, убедиться в отсутствии на кране и в подкрановых путях ремонтного персонала и посторонних лиц;
■ проверить наличие и исправность приборов и устройств безопасности;
■ осмотреть металлоконструкции и ограждения крана, убедиться в отсутствии посторонних предметов, которые могут при движении упасть с крана;
■ проверить вхолостую все механизмы крана, работу тормозов, приборов безопасности;
■ сделать запись о приемке смены в вахтенный журнал.
3. Произвести осмотр крана в ночное и вечернее время только при достаточном освещении.
4. Получить задание на предстоящую работу и инструктаж о мерах безопасности от лица, ответственного за безопасное производство работ кранами, и проверить удостоверение у стропальщика.
5. Проверить совместно со стропальщиком соответствие грузозахватных приспособлений массе и характеру груза, их исправность и маркировку.
Машинист не должен приступать к работе при наличии неисправностей или дефектов, указанных в инструкции завода-изготовителя, при которых не допускается эксплуатация крана; дефектов грузозахватных приспособлений или их несоответствия характеру выполняемых работ; людей в зоне работ.
Обязанности машиниста во время работы
1. Машинисту запрещается работать с необученными стропальщиками и допускать к строповке груза посторонних лиц. Работу нужно производить только по сигналу стропальщика или специально выделенного сигнальщика. Машинист во время работы не должен отвлекаться от своих прямых обязанностей и допускать на кран посторонних лиц.
2. Сигнал «Стоп» машинист обязан выполнять независимо от того, кто его подал.
3. Включение и остановку механизмов крана машинист должен производить плавно, без рывков. Производить перевод механизмов с прямого хода на обратный до полной их остановки не разрешается за исключением случаев, когда необходимо предотвратить аварию или несчастный случай.
4. Подъезжать к тупиковым упорам или соседнему крану машинист должен только на пониженной скорости.
5. Перед каждой операцией машинист должен подать звуковой сигнал.
6. Машинист обязан производить фиксацию груза при его подъеме на высоте 200...300 мм для проверки правильности его строповки, устойчивости крана и исправности действия тормозов, после чего груз можно поднимать на нужную высоту.
7. Груз или грузозахватное приспособление при их горизонтальном перемещении должны быть предварительно подняты на 500 мм выше встречающихся на пути предметов.
8. Уборку и разборку грузов машинист должен производить, не нарушая установленных для складирования габаритных размеров и не загромождая проходов, на местах, исключающих возможность их опрокидывания.
9. Машинист обязан производить погрузку и разгрузку автомашин, железнодорожных полувагонов и платформ только при отсутствии людей на транспортном средстве. Погрузку или разгрузку полувагонов необходимо производить под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.
10. При опускании грузозахватного органа на уровень ниже обычного (подъем груза из колодца, котлована и т.п.) машинист должен убедиться, что при нижнем положении грузозахватного органа на барабане осталось навитыми не менее полутора витков каната, не считая витков, находящихся под зажимными устройствами.
11. При наличии на одном подкрановом пути нескольких кранов машинист во избежание столкновения последних должен следить за исправностью ограничителей передвижения и не использовать ограничители (концевые выключатели) для остановки крана, не допускать сближения кранов менее чем на 1 м.
12. Машинист должен входить на кран и сходить с него только через посадочную площадку.
13. Перед выходом на настил галереи крана машинист обязан отключить рубильник в кабине и повесить на него плакат с надписью «Не включать! Работают люди».
14. При вынужденной остановке мостового крана не у посадочной площадки и при отсутствии вдоль подкранового пути проходной галереи эвакуация машиниста с крана должна быть организована по его сигналу администрацией предприятия и производиться в соответствии с порядком, установленным для данного участка или пролета.
15. Ученик, проходящий стажировку, может управлять краном только в присутствии и под непосредственным руководством машиниста.
16. При подъеме и перемещении груза машинист не должен:
■ поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность крана, неправильно обвязанный груз, раскачивать грузы или опускать их с большой скоростью, а также вынимать отливки из земли или сливы металла без предварительного освобождения;
■ поднимать груз, находящийся в неустойчивом положении, а также груз, подвешенный за один рог двурогого крюка, в таре, исключающей возможность выпадения отдельных грузов;
■ подтаскивать крюком груз при наклонном натяжении каната, отрывать укрепленный груз, примерзший или чем-либо заваленный, и т.п.;
■ поднимать и перемещать краном людей, а также неуравновешенный груз, выравниваемый массой людей или поддерживаемый людьми;
■ оставлять груз в подвешенном состоянии;
■ производить самостоятельно ремонт крана, его механизмов и электрооборудования, осмотр и ремонт главных троллей, токоприемников, а также смену плавких предохранителей;
■ включать рубильник и работать механизмами крана при нахождении на галерее людей; исключения допускаются для слесарей, электромонтеров, осматривающих механизмы крана, в этом случае включение рубильников и механизмов крана можно производить лишь по указанию лица, производящего осмотр и имеющего на руках ключ-марку;
■ оставлять на настиле галереи или кране инструмент или детали;
■ сбрасывать что-либо с крана;
■ входить на кран или сходить с него во время движения;
■ выходить на подкрановые пути, ходить по ним, перелезать с одного крана на другой, а также переходить с одной галереи на другую через тележку.
17. Вывод крана в ремонт должен производить ИТР, ответственный за содержание кранов в исправном состоянии. Дата и время вывода крана в ремонт и фамилия ответственного за его проведение должны быть указаны в вахтенном журнале крана и наряде-допуске.
18. При выводе крана в ремонт в кабине выключается главный рубильник, вынимаются плавкие предохранители и вывешивается на кране плакат «Не включать! Работают люди». Ключ-марка должен находиться у ответственного за проведение ремонтных работ.
19. Машинист может начать работу на кране после ремонта только с разрешения ИТР, ответственного за содержание кранов в исправном состоянии, с записью в вахтенном журнале.
20. При каждой вынужденной остановке крана машинист должен сделать соответствующую запись в вахтенном журнале и доложить ИТР, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии.
Обязанности машиниста по безопасности в аварийных ситуациях
1. Машинист обязан прекратить эксплуатацию крана и сообщить лицу, ответственному за безопасное производство работ, о возникших ситуациях в следующих случаях:
■ при поломке механизмов или металлоконструкций крана;
■ нахождении под электрическим напряжением корпуса электродвигателя, контроллера, крюка или металлоконструкций крана;
■ закручивании канатов грузового полиспаста;
■ неисправности кранового пути;
■ частом срабатывании электрической, тепловой или иной защиты.
2. При возникновении на кране пожара машинист должен немедленно отключить рубильник в кабине, вызвать пожарную охрану и приступить к тушению пожара имеющимися на кране противопожарными средствами.
3. Если произошла авария или несчастный случай, машинист должен сохранить обстановку, если она не угрожает жизни и здоровью людей, и сообщить об этом лицу, ответственному за безопасное производство работ кранами.
Обязанности машиниста по окончании работ:
■ опустить груз на землю и поднять грузозахватный орган в верхнее положение;
■ отвести кран в предназначенное для стоянки место;
■ выключить рубильник в кабине;
■ закрыть окна в кабине и запереть дверь на замок;
■ выключить рубильник на распределительном щите и запереть щит на замок;
■ о сдаче смены сделать запись в вахтенный журнал. Если обнаружены какие-либо неисправности, то сделать запись в вахтенный журнал и доложить об этом ИТР, ответственному за содержание кранов в исправном состоянии;
■ сдать в установленном порядке ключ-марку.