Рельсы

[rails] — фасонные профили от-расл. назнач. с тремя осн. элементами: головкой, шейкой и подошвой. Прокат, р. многочисленных типоразмеров, разного примен. и профиля: норм. ж.-дорожные, для стрелочных остряков, трамв. желобчатые, контррельсы, для узкой колеи, тавровые, двухголовые р. особой конструкции и др. Наиб, группу составляют р. ж.-д. широкой колеи Р75, Р65, Р50 и Р43 (числа — погон, масса р., кг). Отечеств, р. широкой колеи производят из катаных и непрерывнолитых блюмов на рельсо-балочных станах (РБС). Нек-рые виды р. катают на крупно- и среднесорт. станах. Существует большое разнообразие схем прокатки р. норм. типа. Напр., из прямоуг. заготовки вначале получают черн. раскат (обжатием в ребр. калибрах с разрезанием, развертыванием и оформлением подошвы), к-рый разрезают с формиров. головки и докатывают в рельсовых калибрах до конечного профиля. На соврем, станах р. катают с примен. уни-верс. клетей. Обычно прокат, рельс, полосы режут на длины 25 м с припуском на усадку и фрезерование, после чего р. подвергают изгибу на подошву для компенсации теплового искривления, противофлок. обработке, правке, термообработке (общей и местной), приемке и т.д.