Гистерезис

[hysteresis] - запаздывание изменения физ. величины, хар-ризующей состояние вещ-ва, по отношению к изменению внешних условий (др. физ. величины); изображается в виде петли гистерезиса:
магнитный гистерезис [magnetic hysteresis] - различие значений намагниченности ферромагнетика при одной и той же напряженности намагничив. поля в завис-ти от уровня предварит, намагничивания. Площадь петли м. г. пропорц. энергии, теряемой в образце за один цикл изменения поля. Эти потери идут на нагрев образца и называются гистерезис-ными. потери на м. г. нежелательны в сердечниках трансформаторов, в статорах и роторах электродвигателей;

статический гистерезис [static hysteresis] -гистерезис при статич. и циклич. нагрузках под действием напряжений, близких к пределу упругости. Петля с. г. не зависит от скорости нагружения или частоты колебаний, но может изменяться при многократных нагруже-ниях. Причиной с. г. является трение в крис-таллич. решетке при движении дислокаций, обратимое выгибание дислокаций, закрепленных атомами примесей, точечными дефектами, аннигиляцией дислокаций, локальной пластич. деформацией;

упругий гистерезис [elastic hysteresis] — отставание во времени развития упругой деформации образца от прилож. механич. напряжения (см. рис.), которое возникает при наличии пластич. деформации. У. г. обусловлен перемещением дислокаций (дефектов). При этом неметаллич. включения, др. дефекты, сама кристаллич. решетка стремятся удержать дислокации в кристалле в определ. положении. Чтобы сдвинуть дислокации, требуется достаточно большое напряжение. потери энергии на у. г. входят в потери на внутр. трение.
У. г. наблюдается при циклич. изменяющихся напряжениях, макс, амплитуда к-рых ниже предела упругости. Причиной у. г. является неупругость или вязкоупругость материала. Явление у. г. свойственно всем тв. телам. Оно является причиной затухания в них звука, свободных колебаний самих упругих тел и обусловливает затрату внешней энергии для поддержания вынужд. колебаний. Положит, влияние у. г. проявляется в упругих демпферах, в лопастях винтов, деталях турбин (лопатки, валы, диски) и двигателей.