Металлургия черных металлов (техник).

 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
 
к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности
1101 Металлургия черных металлов
(базовый уровень среднего профессионального образования)
Квалификация - техник
Вводится в действие с 1 сентября 2002 г.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕС­СИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Государственные требования к минимуму содер­жания и уровню подготовки выпускников по специальности 1101 Металлургия чер­ных металлов (базовый уровень среднего профессионального образования). - М.: ИПР СПО, 2002. 44 с.
© Институт проблем развития среднего профессионального образования, 2002
1. Общая характеристика специальности 1101 Металлургия черных металлов
1.1.   Специальность 1101 Металлургия черных металлов утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 2 июля 2001 г. № 2572 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессио­нального образования - Классификатора специальностей среднего профессиональ­ного образования».
1.2.   Формы освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности 1101 Металлургия черных металлов:
очная,
очно-заочная (вечерняя),
заочная,
экстернат.
1.3. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной
программы по специальности при очной форме обучения, образовательная база
приема.
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной про­граммы при очной форме обучения:
-         на базе среднего (полного) общего образования - 2 года 10 месяцев;
-          на базе основного общего образования - 3 года 10 месяцев Абитуриент при поступлении должен иметь один из документов:
-         аттестат о среднем (полном) общем образовании;
-         аттестат об основном общем образовании;
 
-         диплом о начальном профессиональном образовании с указанием о полу­ченном уровне общего образования и оценками по дисциплинам Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений;
-         документ об образовании более высокого уровня.

1.4. Квалификация выпускника - техник.

1.5. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности в области производства черных металлов в качестве техника в организациях металлургиче­ского профиля различных организационно-правовых форм.
Основные виды деятельности техника:
производственно-технологическая - подготовка и осуществление технологиче­ских процессов получения черных металлов; контроль за соблюдением технологи­ческой дисциплины и эксплуатацией технологического оборудования в производст­ве черных металлов; осуществление входного контроля материалов в соответствии с требованиями стандартов и технических условий; оперативное выявление и уст­ранение нарушений технологических режимов; контроль качества выпускаемой продукции;
организационно-управленческая - организация работы коллектива исполните­лей; планирование и организация производственных работ; оценка экономической эффективности производственной деятельности; сбор, обработка и накопление с использованием современных технических средств технологической, технической, экономической и других видов информации для реализации инженерных и управ­ленческих решений; обеспечение безопасности труда на производственном участке;
опытно-экспериментальная - под руководством более квалифицированного специалиста проведение опытных технологических процессов в производстве чер­ных металлов, регистрация по заданной программе необходимых характеристик и параметров и обработка полученных результатов.
Выпускник должен уметь: осуществлять технологический процесс производст­ва черных металлов; пользоваться нормативной и справочной литературой для вы­бора исходных материалов, оборудования, измерительных средств; осуществлять технологический контроль за качеством исходных материалов; производить необ­ходимые расчеты с использованием средств вычислительной техники; рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности участка, цеха; оцени­вать эффективность производственной деятельности; организовывать работу ис­полнителей по производству готовой продукции.
Выпускник должен знать: теоретические основы и технологию производства черных металлов; физические свойства и химический состав исходных материалов; нормативные, правовые акты и справочные материалы по профилю работы; основ­ные методы выполнения работ; терминологию, применяемую в специальной техни­ческой литературе; действующие стандарты, технические условия на разрабатывае­мую техническую документацию; технические характеристики, конструктивные особенности и правила эксплуатации используемого оборудования; причины обра­зования брака и методы его устранения; методы расчета оптимального состава шихты; методы расчета экономической эффективности внедрения новой техники и прогрессивной технологии, рационализаторских предложений и изобретений; осно­вы организации промышленного предприятия и управления им; основные показате­ли производственной деятельности предприятия; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, промышленной санитарии и противопожарной защиты.
1.6. Возможности продолжения образования выпускника.
Выпускник, освоивший основную профессиональную образовательную про­грамму среднего профессионального образования по специальности 1101 Метал­лургия черных металлов, подготовлен:
-         к освоению основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования повышенного уровня;
-         к освоению основной профессиональной образовательной программы выс­шего профессионального образования;
-         к освоению основной профессиональной образовательной программы выс­шего профессионального образования по специальностям направления под­готовки 651300 Металлургия в сокращенные сроки.
2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 1101 Металлургия черных металлов
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
-         понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
-         иметь представление о современном мире как духовной, культурной, ин­теллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
-         знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу и приро­де; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
-         обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
-         обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
-         быть способным к системному действию в профессиональной ситуации, к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действи­ям в условиях неопределенности;
-         быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, спо­собным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профес­сиональной деятельности;
-         быть способным к практической деятельности по решению профессио­нальных задач на предприятиях и в организациях различных организацион­но-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
-         быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
-         быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
-         быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению но­вых знаний;
-         обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию (самопозна­нию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию); стре­миться к творческой самореализации;
-         знать основы предпринимательской деятельности и особенности предпри­нимательства в профессиональной сфере;
-         иметь научное представление о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического совершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам
По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам выпускник должен
в области философии:
-         иметь представление о философских, научных и религиозных картинах ми­ра, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и мате­риальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, ци­вилизации;
-         иметь представление об условиях формирования личности, свободе и от­ветственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
-         иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с разви­тием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
-         знать основные положения Конституции Российской Федерации;
-         иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
 
-         знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
-         уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
-         знать различия между языком и речью, функции языка как средства фор­мирования и трансляции мысли;
-         знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письмен­ной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров; уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и эти­ческими нормами;
-         уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместно­сти и целесообразности, устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
-         уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
-         владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностран­ных текстов профессиональной направленности;
-         обладать элементарными умениями общения на иностранном языке; в области физической культуры:
-         иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, про­фессиональном и социальном развитии человека, знать основы здорового образа жизни;
-         уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепле­ния здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самооп­ределения в физической культуре;
в области социальной психологии 
-         знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
-         уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
-         знать общие положения экономической теории;
-         иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации в стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
-         уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
-         иметь представление о социологическом подходе в понимании закономер­ностей функционирования и развития общества и личности;
-         иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, соци­альном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
-         иметь представление о социальных движениях и других факторах социаль­ного изменения и развития;
-         иметь представление о сущности власти, субъектах политики, политиче­ских отношениях и процессах (в России и в мире в целом).
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам выпускник должен
в области математики:
-         иметь представление о роли и месте математики в современном мире, общ­ности ее понятий и представлений;
-         знать основные понятия и методы математического анализа, теории веро­ятности и математической статистики; основные численные методы реше­ния прикладных задач;
-         уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения; в области информатики:
-         иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, поиска, хранения, передачи и накоп­ления информации;
-         иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычисли­тельной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
-         знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
-         знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
-         уметь использовать изученные прикладные программные средства;
в области экологических основ природопользования:
-         иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
-         иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и при­чинах возникновения экологического кризиса;
-         иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окру­жающей среды;
-         иметь представление об экологических принципах рационального приро­допользования.
По общепрофессиональным дисциплинам
выпускник должен иметь представление:
-         о роли общепрофессиональных дисциплин в профессиональной деятельности;
-         о современных средствах компьютерной графики;
-         о способах получения, передачи и потребления электроэнергии и других видов энергии;
-         о свойствах и областях применения металлов и их сплавов, типах и свойст­вах конструкционных материалов;
-         о перспективах развития металлургии;
-         о системах обеспечения качества продукции;
-         о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;
-         об основных положениях теплотехники и теплоэнергетики металлургиче­ского производства;
знать:
-         правила разработки, оформления и чтения конструкторской и технологиче­ской документации;
-         основные виды механизмов, их кинематические и динамические характери­стики;
-         методы расчета и измерения основных параметров простых электрических, магнитных и электронных цепей;
-         устройство, принцип действия и основные характеристики электротехниче­ских приборов;
-         строение, кристаллизацию, свойства черных металлов, основы их термиче­ской и химико-термической обработки; методы оценки свойств металлов и сплавов;
-         физические основы функционирования гидравлических и пневматических систем;
-         свойства огнеупорных материалов и требования к ним;
-         основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
-         основные положения Государственной системы стандартизации Россий­ской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организацион­но-методических стандартов;
-         типовые технологические процессы производства черных металлов;
-         виды металлургического топлива и их основные характеристики;
-         устройства и принципы действия металлургических печей, процессы тепло-и массообмена в печах;
-         основные методы анализа черных металлов и сплавов;
-         теоретические основы металлургических процессов;
-         структуру, назначение цехов и служб металлургического предприятия;
уметь:
-         оформлять проектно-конструкторскую, технологическую и другую техни­ческую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
-         рассчитывать и измерять основные параметры простых электрических, магнитных и электронных цепей;
-         проводить анализ металлов и сплавов с помощью химических, физических и физико-химических методов анализа;
-         производить расчеты деталей механизмов и машин;
-         определять по марке чугуна, стали их назначение, содержание в них угле­рода, легирующих элементов;
-         применять требования нормативных документов к основным видам про­дукции (услуг) и процессов;
-         применять документацию систем качества;
-         применять основные правила и документы системы сертификации Россий­ской Федерации;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
-         иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
-         знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятель­ности;
-         знать законодательные акты и другие нормативные документы, регули­рующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
-         уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики отрасли:
-         иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов рыночной экономики;
-         знать организацию производственного и технологического процессов;
-         знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
-         знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
-         знать методику разработки бизнес-плана;
-         знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
в области менеджмента:
-         иметь представление о современном менеджменте;
-         знать функции, виды и психологию менеджмента;
-         знать основы организации работы коллектива исполнителей;
-         знать принципы делового общения в коллективе;
-         знать информационные технологии в сфере управления производством;
-         знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
в области безопасности жизнедеятельности:
-         знать принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнози­рования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвы­чайных ситуациях и стихийных явлениях;
-         уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
-         знать основы военной службы и обороны государства;
-         иметь представление о медицинских знаниях; в области охраны труда:
-         знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профес­сиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные ос­новы охраны труда на предприятии;
-         уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере про­фессиональной деятельности;
-         уметь использовать экобиозащитную технику.
По специальным дисциплинам выпускник должен
иметь представление:
-         о перспективах совершенствования технологии выплавки металлов и спла­вов;
-         о принципах надежного и безопасного электроснабжения металлургиче­ских цехов;
-         о назначении, задачах и функциях автоматических систем управления це­хов по производству черных металлов;
-         об использовании информационных технологий при разработке новых про­цессов металлургического производства;
знать:
-         теоретические основы металлургических процессов;
-         состав и свойства исходного сырья для получения черных металлов;
-         способы подготовки исходного сырья и плавки;
-         основные (типовые) технологические процессы получения черных метал­лов, методы их интенсификации;
-         виды, состав и качество получаемой продукции;
-         основные характеристики электрооборудования, применяемого в черной металлургии;
-         типы и назначение контрольно-измерительных приборов, используемых для контроля и управления металлургическими процессами;
-         автоматические системы управления технологическими процессами в ме­таллургии;
-         состав, функции и возможности использования информационных и теле­коммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
уметь:
-         осуществлять технологические процессы по подготовке сырья и получению металла;
-         выбирать оптимальные технологические процессы для получения металлов и сплавов;
-         определять характерные неполадки в работе электрооборудования и при­нимать меры по их устранению;
-         пользоваться контрольно-измерительными приборами, средствами и систе­мами автоматизации технологических процессов металлургических цехов;
-         использовать программное обеспечение в профессиональной деятельности;
-         применять компьютерные и телекоммуникационные средства.
По дисциплинам специализаций
В зависимости от дисциплин специализаций выпускник должен
знать:
-         технологический процесс получения металлов и сплавов;
-         основное и вспомогательное оборудование для получения металлов и спла­вов;
-         конструкцию металлургических агрегатов, их футеровку, расчет основных параметров;
-         методику расчета шихты для плавки;
-         способы внепечной обработки металлов и сплавов;
-         современную технологию и оборудование для разливки металлов;
-         области применения продуктов плавки;
-         основные дефекты продукции и меры по их предупреждению;
-         основные неполадки в работе оборудования и меры по их устранению или предупреждению;
-         назначение, устройство и принцип работы подъемно-транспортного обору­дования цехов по производству черных металлов;
-         основные неполадки в работе подъемно-транспортного оборудования и ме­ры по их предупреждению;
-         пути повышения надежности, экономичности и производительности основ­ного и вспомогательного оборудования;
-         перспективы развития машин и аппаратов металлургического производства;
 
-         устройство гидро- и пневмоприводов;
-         основные технико-экономические показатели работы металлургических аг­регатов и пути их повышения;
уметь:
-         выполнять расчеты шихты для выплавки металлов и сплавов;
-         выполнять расчеты основных параметров металлургических агрегатов;
-         осуществлять технологический процесс выплавки металлов и сплавов;
-         эксплуатировать основное и вспомогательное металлургическое оборудо­вание;
-         определять основные неисправности работы оборудования и принимать меры по их устранению;
-         эксплуатировать подъемно-транспортное оборудование;
-         оценивать качество выпускаемой металлопродукции, выявлять основные дефекты и устранять их.
2.3.    Требования к уровню подготовки выпускника по производственной
(профессиональной) практике
В процессе производственной (профессиональной) практики студент должен за­крепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, приобрести умения по всем видам профессиональной деятельности.
2.4.    Требования к выпускнику по итогам освоения основной профессио-
нальной образовательной программы
В результате освоения основной профессиональной образовательной програм­мы по специальности 1101 Металлургия черных металлов выпускник должен быть готов к выполнению производственно-технологической, организационно-управленческой, опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с квали­фикационной характеристикой.
3. Требования к минимуму содержания основной профессиональной образовательной программы по специальности 1101 Металлургия черных металлов
 
Индекс
Наименование циклов, дисциплин, основные дидактические единицы
Всего ча­сов мак-сималь-
ной учебной нагрузки студента
В т. ч. ча­сов обяз. учебных занятий
1
2
3
4


 

 
образования; конкуренция; экономические осно­вы деятельности фирмы; антимонопольное ре­гулирование; доходы населения; регулирование социально-экономических проблем; макроэко­номика; структура экономики страны; финансы; денежно-кредитная и налоговая система; инфля­ционные процессы; безработица; проблемы эко­номического роста; микро- и макроэкономиче­ские проблемы российской экономики; между­народное разделение труда; мировой рынок то­варов, услуг и валют; основы бизнеса
 
 
ОГСЭ.08
Основы социологии и политологии: социология как наука; общество как социокуль­турная система; социальные общности; соци­альные и этнонациональные отношения; соци­альные процессы; социальные институты и ор­ганизации; личность, ее социальные роли и со­циальное поведение; социальные движения; со­циальные конфликты и способы их разрешения; предмет политологии; политическая власть и властные отношения; политическая система; субъекты политики; политическое сознание; политическая культура; мировая политика и международные     отношения;     социально-экономические процессы в России
 
ОГСЭ.ДВ.00
Дисщпплины по выбору студента, устанав­ливаемые образовательным учреждением
 
60
ЕН.00
Математические и общие естественнонауч­ные .дисциплины
196
132
ЕН.01
Математика:
математический анализ: дифференциальное и интегральное    исчисление;    обыкновенные дифференциальные уравнения, дифференци­альные уравнения в частных производных; последовательности и ряды; основы теории вероятности и математической статистики: случайная величина, ее функция распределения, математическое ожидание и дисперсия; основные численные методы; чис­ленное интегрирование и дифференцирова­ние; решение обыкновенных дифференциаль­ных уравнений
 
40
ЕН.02
Информатика:
 
60
 
автоматизированная обработка информации: основные понятия, технология; общий состав и структура персональных ЭВМ и вычислительных систем; программное обес­печение вычислительной техники, операцион­ные системы и оболочки; прикладное про­граммное обеспечение;
организация размещения, обработки, поиска, хранения и передачи информации; защита ин­формации от несанкционированного доступа; антивирусные средства защиты информации; локальные и глобальные компьютерные сети, сетевые технологии обработки информации; прикладные программные средства: текстовые процессоры, электронные таблицы, системы управления базами данных, графические ре­дакторы, информационно-поисковые системы (с изучением конкретных программных средств в зависимости от специальности); ав­томатизированные системы: понятие, состав, виды
 
 
ЕН.03
Экологические основы природопользования: особенности взаимодействия общества и при­роды; природоресурсный потенциал, принци-
 
32
1
2
3
4
 
пы и методы рационального природопользо­вания; размещение производства и проблема отходов; понятие мониторинга окружающей среды, экологическое регулирование, прогно­зирование последствий природопользования; правовые и социальные вопросы природо­пользования; охраняемые природные терри­тории;
концепция устойчивого развития; междуна­родное сотрудничество в области природо­пользования и охраны окружающей среды
 
 
ОПД.00
Общепрофессиональные дисциплины
1490
1142
ОПД.01
Инженерная графика:
геометрическое черчение; правила оформле­ния чертежей; геометрические построения и правила вычерчивания контуров технических деталей; проекционное черчение; техническое рисование; правила разработки и оформления
 
100
1
2
3
4
 
конструкторской    документации;    машино­строительное черчение; категории изображе­ний на чертеже: виды, разрезы, сечения; мето­ды решения графических задач; средства ин­женерной графики; методы и приемы выпол­нения схем по специальности
 
 
ОПД.02
Техническая механика:
основы теоретической механики; статика: ак­сиомы статики;
плоская и пространственная системы сил; ки­нематика: основные понятия кинематики; ки­нематика точки и твердого тела; динамика: аксиомы динамики, движение материальной точки; силы инерции; трение; работа и мощ­ность; сопротивление материалов: деформа­ции упругие и пластические; силы внешние и внутренние; метод сечения; растяжение и сжа­тие; расчеты на срез и смятие; кручение; изгиб; детали механизмов и машин: элементы конструк­ций; характеристики механизмов и машин
 
100
ОПД.03
Электротехника и электроника: электротехника: электрическое поле; электри­ческие цепи постоянного тока; электромагне­тизм; электрические измерения; электриче­ские машины переменного и постоянного то­ка; трансформаторы; основы электропривода; передача   и   распределение   электрической энергии; электроника:   физические   основы электроники;   электронные   приборы; элек­тронные выпрямители и стабилизаторы; элек­тронные усилители; электронные генераторы и измерительные приборы; электронные уст­ройства автоматики и вычислительной техни­ки; микропроцессоры и микроЭВМ
 
100
ОПД.04
Материаловедение:
строение, кристаллизация и свойства метал­лов и сплавов в зависимости от их состава, обработки и технологии производства; мето­ды исследования и испытания металлов и сплавов; основы теории сплавов, классифика­ция сталей и сплавов; железоуглеродистые сплавы; углеродистые стали; основы термиче-
 
100
1
2
3
4
 
ской обработки сплавов; легированные стали, чугуны, сплавы цветных металлов; коррозия металлов и сплавов;
строение и свойства материалов; методы из­мерения параметров и свойств материалов; области применения материалов
 
 
ОПД.05
Метрология, стандартизация и сертификация: правовые основы, цели, задачи, принципы; объекты и средства метрологии, стандартиза­ции и сертификации;
метрология: основные понятия и определения; метрологические службы, обеспечивающие единство измерений; государственный метро­логический контроль и надзор; стандартиза­ция: основные термины и определения в об­ласти стандартизации и управления качест­вом; международная и региональная стандар­тизации, Межгосударственная стандартизация в СНГ; Государственная система стандартиза­ции Российской Федерации; качество продук­ции, показатели качества и методы их оценки; испытание и контроль продукции; технологи­ческое обеспечение качества; системы качест­ва; сертификация: основные термины и опре­деления в области сертификации; организаци­онная структура сертификации; системы сер­тификации; порядок и правила сертификации; обязательная и добровольная сертификации; схемы сертификации
 
60
ОПД.06
Теплотехника:
основы теплотехники; топливо металлургиче­ских печей и расчеты горения; основы механи­ки печных газов; основы теплопередачи; нагрев металла и рациональные режимы нагрева; тео­рия горения различных топлив в печах; материалы для сооружения печей и конструк­ции строительных элементов печей; кладка печей; устройства для утилизации тепла в пе­чах; конструкции печей для производства черных металлов, печей для нагрева и термо­обработки сплавов
 
120
ОПД.07
Основы металлургического производства:
 
80
1
2
3
4
 
топливо и огнеупорные материалы; агломера­ционное производство; металлургия чугуна; металлургия стали; порошковая металлургия; производство ферросплавов; прокатное про­изводство; литейное производство; сварка и пайка металлов
 
 
ОПД.08
Химические и физико-химические методы анализа:
метрология и стандартизация методов анали­тического контроля; теоретические основы аналитической химии; химические методы анализа; физико-химические методы анализа; физические методы анализа; методы анализа материалов металлургического производства; перспективы совершенствования методов анализа химического состава материалов ме­таллургического производства
 
110
ОПД.09
Физическая химия:
молекулярно-кинетическая теория агрегатных состояний вещества; основные законы термо­динамики и термохимии; химическая кинети­ка; химическое и фазовое равновесие; раство­ры; поверхностные явления и адсорбция; ос­новы электрохимии; основы коллоидной хи­мии; теоретические основы металлургических процессов
 
110
ОПД.10
Правовое обеспечение профессиональной дея­тельности:
понятие правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; организационно-правовые фор­мы юридических лиц; трудовое право; трудо­вой договор и порядок его заключения, осно­вания прекращения; оплата труда; роль госу­дарственного регулирования в обеспечении занятости населения; дисциплинарная и мате­риальная ответственность работника; админи­стративные правонарушения и администра­тивная ответственность; право социальной защиты граждан; защита нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров
 
48
1
2
3
4
ОПД.11
Экономика отрасли:
отрасль и рыночная экономика; особенности и перспективы развития отрасли; материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли; отраслевой рынок труда; управление отраслью; экономические показатели развития отрасли; организация (предприятие) как хо­зяйствующий субъект; формы организаций (предприятий), их производственная и орга­низационная структура; типы производства, их характеристика; основные производствен­ные и технологические процессы; инфра­структура организации; капитал и имущество организации; основные и оборотные средства; трудовые ресурсы; организация, нормирова­ние и оплата труда; маркетинговая деятель­ность организации; производственная про­грамма и производственная мощность; из­держки производства и себестоимость про­дукции, услуг, ценообразование; оценка эф­фективности деятельности организации; каче­ство и конкурентоспособность продукции; инновационная и инвестиционная политика; внешнеэкономическая деятельность организа­ции; бизнес-план; методика расчета основных технико-экономических показателей
 
80
ОПД.12
Менеджмент:
цели и задачи управления организациями раз­личных    организационно-правовых    форм; функции менеджмента; внутренняя и внешняя среда организации; основы теории принятия управленческих решений; стратегический ме­неджмент; система мотивации труда; управ­ление   рисками;   управление   конфликтами; психология менеджмента; этика делового об­щения; информационные технологии в сфере управления производством; особенности менеджмента в области профес­сиональной деятельности
 
32
ОПД.13
Безопасность жизнедеятельности:
общие сведения о чрезвычайных ситуациях;
чрезвычайные ситуации мирного и военного
 
68
1
2
3
4
 
времени, природного и техногенного характе­ра, их последствия; устойчивость производств в условиях чрезвычайных ситуаций; назначе­ние и задачи гражданской обороны, организа­ция защиты и жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях; содержание и орга­низация мероприятий по локализации и лик­видации последствий чрезвычайных ситуа­ций; средства защиты; негативное воздейст­вие на организм человека курения табака; ос­новы военной службы: основы обороны госу­дарства, Вооруженные Силы Российской Фе­дерации, боевые традиции, символы воинской чести; основы медицинских знаний
 
 
ОПД.14
Охрана труда:
воздействие негативных факторов на челове­ка, идентификация травмирующих и вредных факторов; методы и средства защиты от опас­ностей технических систем и технологических процессов; экобиозащитная техника; право­вые, нормативные и организационные основы охраны труда в организациях (на предприяти­ях); материальные затраты на охрану труда; особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности
 
34
СД.00
Специальные дисциплины
1300
1040
СД.01
Металлургия черных металлов: типовые технологические процессы получе­ния металлов; теоретические основы метал­лургических процессов; исходное сырье и ма­териалы для выплавки металлов и сплавов; требования, предъявляемые к сырью и мате­риалам; подготовка их к плавке; основные ме­таллургические агрегаты и вспомогательное оборудование; виды и качество получаемой металлопродукции; огнеупорные материалы для футеровки металлургических печей; ме­тоды интенсификации процессов плавки; пер­спективы развития технологических процес­сов производства металлов и сплавов; причи­ны брака и меры по его предупреждению
 
72
1
2
3
4
СД.02
Электрооборудование цехов по производству черных металлов:
электрооборудование цеха по получению чер­ных металлов; типы электроприводов; режим работы и характеристики двигателей постоян­ного и переменного тока; регулирование час­тоты вращения двигателей постоянного и пе­ременного тока; релейно-контактная и бес­контактная аппаратура управления и защиты; способы автоматического управления элек­тродвигателями постоянного и переменного тока; электроснабжение организаций (пред­приятий) черной металлургии; электрообору­дование организаций (предприятий) черной металлургии
 
100
СД.03
Автоматизация технологических процессов: основы техники измерений; государственная система измерений, ее назначение и функции; классификация средств измерений; контроль­но-измерительные приборы; методы измере­ния и контроля температуры, давления, рас­хода количества жидкостей и газов; специаль­ные измерения в черной металлургии; основ­ные сведения об автоматических системах ре­гулирования (АРС), классификация АРС и их назначение, свойства объектов регулирования, автоматические регуляторы и исполнительные механизмы; вычислительная техника в управ­лении технологическими процессами; техно­логические особенности и задачи управления основными металлургическими процессами; назначение, элементарная база, функциональ­ные схемы автоматического контроля и регу­лирования основных параметров металлурги­ческих печей; аварийная защита технологиче­ского оборудования; комплексная автомати­зация металлургических процессов:   общие сведения об автоматических системах управ­ления технологическими процессами в метал­лургии; современные направления совершен­ствования контроля и автоматизации метал­лургического       производства;       технико-
 
110
1
2
3
4
 
экономический эффект автоматизации метал­лургических процессов; особенности техники безопасности при эксплуатации средств и сис­тем автоматизации в металлургических цехах
 
 
СД.04
Информационные технологии в профессио­нальной деятельности:
основные принципы, методы и свойства ин­формационных и коммуникационных техно­логий, их эффективность; автоматизирован­ные рабочие места, их локальные и отрасле­вые сети; прикладное программное обеспече­ние и информационные ресурсы в области ме­таллургического производства; интегрирован­ные информационные системы, проблемно ориентированные пакеты прикладных про­грамм по отрасли и сфере деятельности; экс­пертные системы и системы поддержки при­нятия решений; моделирование и прогнозиро­вание в профессиональной деятельности
 
52
СД.ДС
(ДВ).00
Дисциплины специализации, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые об­разовательным учреждением
 
706
СД.ДС.00
Дисциплины специализаций
 
 
СД.ДС. 01.00
Доменное производство
 
640
СД.ДС.01.01
Технология производства чугуна: технологический процесс производства чугу­на; понятие о технологической дисциплине; исходное сырье для производства чугуна; подготовка исходного сырья к плавке; окуско-вание руд и концентратов; агломерация руд; производство окатышей; брикетирование руд; теория доменного процесса; распределение шихтовых материалов и их движение в до­менной печи; распределение газов в доменной печи; физико-химические превращения в до­менной печи; образование чугуна и шлака; расчет шихты для выплавки чугуна; работа доменной печи; нормальный режим работы доменной печи; отклонение от нормального режима работы печи; материальный и тепловой баланс доменной печи; причины брака чугуна и пути их устранения; технико-экономические
 
334
1
2
3
4
 
показатели работы доменной печи; ресурсо- и энергосберегающие технологии
 
 
СД.ДС.01.02
Технологическое оборудование доменных цехов: профиль доменной печи; конструкции домен­ной печи; кладка доменной печи и ее конст­рукции, охлаждение доменной печи; загрузка доменной печи; эксплуатация технологиче­ского оборудования; литейный двор и его оборудование;   технологический   транспорт для уборки жидких продуктов плавки; нагрев и подача дутья в доменную печь; задувка до­менной печи; выдувка доменной печи; техни­ко-экономические показатели работы печи
 
166
СД.ДС.01.03
Механическое и подъемно-транспортное оборудование доменных цехов: подъемно-транспортные машины и устройст­ва; механическое оборудование доменных це­хов: оборудование для подготовки сырых ма­териалов к плавке, оборудование склада ших­товых материалов; механизм рассева и подачи кокса в скип; машины для подачи шихтовых
 
140
 
материалов;    оборудование    колосникового устройства; машины и механизмы для обслу­живания леток; машины и механизмы литей­ного двора; чугуновозы и шлаковозы; машины и агрегаты для переработки жидких продуктов плавки; агрегаты нагрева и подачи дутья в доменную печь; перспективы развития машин и агрегатов доменного производства
 
 
СД.ДС.02.00
Производство стали
 
640
СД.ДС.02.01.
Технология производства стали: технологический процесс производства стали; понятие о технологической дисциплине; ос­новы теории металлургических процессов; физико-химические основы металлургических процессов; основы учения о шлаках; взаимо­действие металлической, шлаковой и газовой фаз; исходные материалы сталеплавильного производства; металлическая часть шихты; неметаллические шихтовые материалы; про­изводство стали в конверторах; конверторный способ    производства   стали    кислородно-
 
334
1
2
3
4
 
конверторный процесс и его разновидности; планировка кислородно-конверторных цехов; производство стали в мартеновских печах; ти­пы мартеновских процессов; кислый марте­новский   процесс;   основной   мартеновский процесс;   планировка мартеновских цехов; двухванные сталеплавильные печи; футеровка мартеновских печей; заправка подины; раз­ливка и качество литой стали при конвертор­ном производстве и мартене; эффективность работы агрегатов; причины брака и методы их устранения; ресурсо- и энергосберегающие технологии; охрана труда и техника безопас­ности в сталеплавильных цехах
 
 
СД.ДС.02.02
Технологическое оборудование сталеплавиль­ных цехов:
огнеупорные материалы для сталеплавильно­го производства; конструкции кислородных конверторов и их расчет; конструкции марте­новских печей и их расчет; конструкции элек­тросталеплавильных печей и их расчет; кон­струкции машин непрерывного литья загото­вок; схемы сталеплавильных агрегатов непре­рывного действия и установок для внепечной обработки стали; эксплуатация технологиче­ского оборудования; технико-экономические показатели металлургических агрегатов
 
166
СД.ДС.02.03
Механическое и подъемно-транспортное обо­рудование сталеплавильных цехов: подъемно-транспортные   машины   сталепла­вильных цехов; машины и агрегаты для пере­работки металлического лома; оборудование миксерного отделения и отделения перелива чугуна;   машины   и   агрегаты   кислородно-конвертерных цехов; машины и агрегаты мар­теновских цехов; машины и агрегаты литей­ных пролетов сталеплавильных цехов; маши­ны для раздевания слитков и подготовки из­ложниц; перспективы развития машин и агре­гатов сталеплавильного производства
 
140
СД.ДС.03.00
Производство стали и ферросплавов в электропечах
 
640
1
2
3
4
СД.ДС.03.01
Технология производства стали и ферроспла­вов в электропечах:
технологический процесс производства стали и ферросплавов; понятие о технологической дисциплине; общие сведения о сталях; теоре­тические основы сталеплавильных процессов; физико-химические процессы в расплаве; ста­леплавильные шлаки; взаимодействие метал­лической, шлаковой и газовой фаз; металли­ческая часть шихтовых материалов; неметал­лическая часть шихты; огнеупорные материа­лы в металлургических электропечах; класси­фикация электропечей; производство стали в открытых дуговых электропечах; технологи­ческие процессы специальных видов электро­металлургии; электрошлаковый переплав, вы­плавка в открытых и вакуумных индукцион­ных печах, в плазменных дуговых печах; осо­бенности   технологии   специальных   видов электрометаллургии; внепечное рафинирова­ние металла; вакуумная дегазация и вакуум­ное раскисление; рафинирование стали жид­кими шлаками; обработка стали инертными газами; продувка порошковыми материалами; обработка стали твердыми шлаковыми смеся­ми; разливка стали в слитки; разливка стали на машинах непрерывного литья заготовок; кристаллизация стали; строение слитков; мак­ро- и микроструктура; технология выплавки ферросплавов; виды агрегатов; шихтовые ма­териалы; виды ферросплавов и их состав; об­ласть применения; причины брака электроста­ли и методы устранения; ресурсо- и энерго­сберегающие технологии; технико-экономи­ческие показатели производства электростали и ферросплавов
 
334
СД.ДС.03.02
Технологическое оборудование электростале­плавильных и ферросплавных цехов: общие сведения о сталеплавильных агрегатах; электрические плавильные печи: дуговые пе­чи, индукционные печи; печи, плавильные ус­тановки и оборудование специального назна-
 
166


1
2
3
4
 
чения; агрегаты внепечной обработки; маши­ны непрерывного литья заготовок; ферро­сплавные печи; эксплуатация технологическо­го оборудования; технико-экономические по­казатели металлургических агрегатов; плани­ровка электросталеплавильного цеха
 
 
СД.ДС.03.03
Механическое и подъемно-транспортное обо­рудование электросталеплавильных и ферро­сплавных цехов:
крановое оборудование электросталеплавиль­ных цехов: мостовые краны, их классифика­ция; магнитные, грейдерные, магнитно-грейдерные и мульдомагнитные, разливочные краны, их технические характеристики; дета­ли подъемно-транспортных устройств: клас­сификация подъемно-транспортных машин, стальные канаты, их конструкция, блоки и ба­рабаны, полиспасты; грузозахватные приспо­собления; ходовые колеса; тормоза и остано­вы; крюки и крюковые обоймы
 
140
СД.ДВ.00
Дисциплины по выбору студента, устанав­ливаемые образовательным учреждением
 
66
ТО.Р
Теоретическое обучение — дисциплины на­ционально-регионального (регионального) компонента
200
150
ДФ.00
Дисциплины факультативные
340
 
К
Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения)
300
 
ТО.00
Всего часов теоретического обучения
4590
3060
Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной про­граммы по специальности 1101 Металлургия черных металлов при очной форме обучения составляет 147 недель, в том числе:
-         теоретическое обучение, включая лабораторные
и практические занятия, выполнение курсовых работ
(курсовое проектирование)                                                                                            85 недель;
-         производственная (профессиональная) практика                                            23/27 недель;
-         промежуточная аттестация                                                                                                5 недель;
-         итоговая государственная аттестация                                                                         8/4 недели;
-         резерв времени образовательного учреждения                                                          3 недели;
-         каникулярное время                                                                                                           23 недели.


4. Общие требования к разработке основной профессиональной образовательной программы, обеспечивающие реализацию образовательными учреждениями Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 1101 Металлургия черных металлов
4.1. Общие положения
4.1.1.   Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную профессиональную образовательную программу по специальности.
4.1.2.   Основная профессиональная образовательная программа по специально­сти разрабатывается на основании Государственных требований к минимуму со­держания и уровню подготовки выпускников по специальности 1101 Металлургия черных металлов (далее - Государственные требования) и включает в себя требова­ния к уровню подготовки выпускника, учебный план, программы учебных дисцип­лин, программу производственной (профессиональной) практики, программу ито­говой государственной аттестации. При разработке учебного плана образовательное учреждение использует примерный учебный план по специальности. При формиро­вании пояснений к учебному плану применяются положения данного раздела с уче­том специфики организации образовательного процесса в конкретном образова­тельном учреждении.
4.1.3.   Основная профессиональная образовательная программа по специально­сти в части теоретического обучения состоит из дисциплин федерального компо­нента (в том числе дисциплин по выбору студента), дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, а также факультативных дисциплин и консультаций.
4.1.4.   Содержание национально-регионального (регионального) компонента ос­новной профессиональной образовательной программы по специальности (включая распределение по циклам дисциплин) устанавливается субъектом Российской Фе­дерации или образовательным учреждением самостоятельно.
В случае введения субъектами Российской Федерации национально-регионального (регионального) компонента финансирование связанных с этим за­трат на бесплатное обучение студентов производится за счет средств бюджетов со­ответствующих субъектов Российской Федерации; в остальных случаях финансиро­вание осуществляется за счет средств учредителя.
Объем времени, отведенный на дисциплины национально-регионального (ре­гионального) компонента, может быть использован в том числе и на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента.
4.1.5.   Объем практической подготовки студента - производственная (профес-
сиональная) практика, лабораторные и практические занятия, выполнение курсовых
работ (курсовое проектирование) - должен составлять 50-60% от общего объема
времени, отведенного на теоретическое обучение и практику.
4.2. Требования к организации и обеспечению образовательного процесса
4.2.1.   Требования к кадровому обеспечению образовательного процесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как прави­ло, высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. Преподаватели специальных дисциплин, как правило, должны иметь опыт деятель­ности в соответствующей профессиональной сфере.
4.2.2.   Требования к учебно-методическому обеспечению образовательного про-
цесса.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечиваться доступом каждого студента к информационным ресурсам (библиотечным фондам, компьютерным базам данных и др.), по содержа­нию соответствующим полному перечню дисциплин основной профессиональной образовательной программы, наличием учебников, учебно-методических, методи­ческих пособий, разработок и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию и др., этапам практики, а также наглядными пособиями, аудио-, видео- и мультимедийными ма­териалами.
Обеспеченность студентов учебной литературой, необходимой для реализации основной профессиональной образовательной программы, должна соответствовать нормативу - 0,5 экз. на одного студента. Источники учебной информации должны отвечать современным требованиям. В образовательном процессе должны исполь­зоваться законодательные акты, нормативные документы и материалы профессио­нально ориентированных периодических изданий.
4.2.3.   Требования к материально-техническому обеспечению образовательного
процесса.
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную обра­зовательную программу по специальности, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей реализацию Государственных требований и соответствующей действующим санитарно-техническим нормам.
Реализация основной профессиональной образовательной программы по специ­альности должна обеспечивать выполнение студентом лабораторных и практиче­ских работ, включая как обязательный компонент практические задания с исполь­зованием персональных компьютеров.
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ кабинетов, лабораторий, мастерских и др. по специальности 1101 Металлургия черных металлов
Кабинеты:
социально-экономических дисциплин,
иностранного языка,
русского языка и культуры речи, математики,
информатики и информационных технологий, инженерной графики,
экономики отрасли, менеджмента, правового обеспечения профессиональной
деятельности,
теплотехники,
основ металлургического производства, металлургии черных металлов,
экологических основ природопользования, безопасности жизнедеятельности, охраны труда,
итоговой государственной аттестации, методический.
Лаборатории:
технической механики, электротехники и электроники, материаловедения,
метрологии, стандартизации и сертификации, физической химии,
химических и физико-химических методов анализа, электрооборудования металлургических цехов, автоматизации технологических процессов, технологии производства (по специализациям),
технологического оборудования металлургических цехов ( по специализациям), механического и подъемно-транспортного оборудования металлургических цехов (по специализациям).
Мастерские:
слесарно-механическая.
Спортивный комплекс:
спортивный зал, лыжная база, бассейн,
открытый стадион широкого профиля.
4.2.4. Требования к организации производственной (профессиональной) практики.
Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную обра­зовательную программу по специальности, должно обеспечить планирование, орга­низацию и проведение производственной (профессиональной) практики в соответ­ствии с Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования и Рекомендациями по организации и проведению производственной (профессио­нальной) практики по группе специальностей (при наличии таковых). В период прохождения производственной (профессиональной) практики студент должен ос­воить одну или несколько родственных профессий в зависимости от специализа­ции: подручный сталевара, горновой, шихтовщик, подручный разливщика.
Образовательное учреждение имеет право корректировать поэтапное распреде­ление времени на производственную (профессиональную) практику, не уменьшая суммарного количества времени, отведенного на нее.
4.2.5.   Требования к промежуточной и итоговой государственной аттестации
выпускников.
Виды итоговой государственной аттестации:
вариант: защита дипломного проекта;
вариант: итоговый междисциплинарный экзамен.
Количество экзаменов в учебном году не должно превышать 8, а количество за­четов - 10.
В указанное количество не входят экзамены и зачеты по физической культуре и факультативным дисциплинам. На весь период обучения предусматривается вы­полнение не более 3 курсовых работ (проектов) по дисциплинам общепрофессио­нального и (или) специального циклов.
4.2.6.   Общие нормативы по организации образовательного процесса.
4.2.6.1.   Нормативный срок освоения основной профессиональной образователь-
ной программы по специальности при очной форме обучения для лиц, обучающих-
ся на базе основного общего образования, увеличивается на 52 недели (1 год) из
расчета:
-         теоретическое обучение (при обязательной
учебной нагрузке 36 часов в неделю)                                                    39 недель;
-         промежуточная аттестация                                                                          2 недели;
-         каникулярное время                                                                                       11 недель.
4.2.6.2.   Срок освоения основной профессиональной образовательной программы
по специальности при очно-заочной (вечерней) и заочной формах обучения увели-
чивается но отношению к нормативному сроку, установленному в пункте 1.3 разде-
ла «Общая характеристика специальности»:
-         на базе среднего (полного) общего образования - на 1 год;
-         на базе основного общего образования - на 2 года (при этом срок освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования со­ставляет 2 года).
Сроки освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности при сочетании различных форм обучения устанавливаются образо­вательным учреждением самостоятельно на основании нормативного срока.
4.2.6.3.   Количество дисциплин по выбору должно быть таким, чтобы студент
мог обоснованно и реально выбирать дисциплину (дисциплины). Выбранные сту-
дентом дисциплины становятся обязательными для изучения.
4.2.6.4.   Выполнение курсовой работы (курсовое проектирование) рассматрива­ется как вид учебной работы по дисциплине и реализуется в пределах времени, от­веденного на ее изучение.
4.2.6.5.   Факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом об­разовательного учреждения (не более 4 часов в неделю), не являются обязательны­ми для изучения студентом. При реализации среднего (полного) общего образова­ния для лиц, обучающихся на базе основного общего образования, объем времени на факультативные дисциплины увеличивается на 156 часов.
4.2.6.6.   Консультации для студентов очной формы обучения предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образо­вания для лиц, обучающихся на базе основного общего образования.
4.2.6.7.   По всем дисциплинам теоретического обучения и этапам производст­венной (профессиональной) практики, включенным в учебный план образователь­ного учреждения, должна выставляться итоговая оценка («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» или «зачтено»).
4.2.6.8.   На предпоследнем курсе в период летних каникул с юношами проводят­ся пятидневные учебные сборы на базе воинских частей, определенных военными комиссариатами.
4.3. Академические свободы образовательного учреждения в формирова­нии содержания образования и организации образовательного процесса
При разработке основной профессиональной образовательной программы по специальности образовательное учреждение имеет право:
4.3.1.   Уменьшать в пределах 5% объем времени, отведенный Государственными требованиями на циклы дисциплин.
4.3.2.   Распределять резерв времени образовательного учреждения.
4.3.3.     Формировать цикл общих гуманитарных и социально-экономических
дисциплин. При этом дисциплины «Основы философии» (в объеме не менее 44 часов), «Основы права» (в объеме не менее 32 часов), «Русский язык и культура речи»
(в объеме не менее 56 часов), «Иностранный язык» и «Физическая культура» (из расчета 2 часа в неделю на весь период теоретического обучения) реализуются в обязательном порядке. Одна-две дисциплины выбираются образовательным учреждением из следующего перечня дисциплин: «Социальная психология», «Основы
экономики», «Основы социологии и политологии» и реализуются в течение времени, отведенного на эти дисциплины (64 часа). Остальные дисциплины по желанию образовательного учреждения могут реализовываться в качестве дисциплин по выбору студента за счет резерва времени образовательного учреждения. При этом возможно объединение дисциплин в междисциплинарные курсы при сохранении
минимума содержания. В том случае, если образовательное учреждение не выбирает в качестве обязательного изучения дисциплину ОГСЭ.07 «Основы экономики»,
то дидактические единицы данной дисциплины включаются в инвариантную для
всех специальностей дисциплину ОПД.11 «Экономика отрасли».
Формировать дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образователь­ным учреждением, которые должны быть направлены на реализацию личностных потребностей обучающихся и обеспечение гуманитаризации содержания образова­ния.
4.3.4.   Образовательное учреждение имеет право за счет резерва времени увеличивать количество часов на дисциплину «Охрана труда» для изучения тем, связанных со спецификой производства, для которого готовятся выпускники.
4.3.5.   В цикле специальных дисциплин:
-       вводить специализации путем выбора из перечня, предлагаемого министер­ством (ведомством) по закрепленным специальностям;
-       формировать специализации самостоятельно или совместно с органами ис­полнительной власти различных уровней; наименование, перечень и содержание дисциплин специализации должны быть согласованы с министерством (ведомст­вом) по закрепленным специальностям;
-       формировать дисциплины по выбору студента, которые должны быть на­правлены на обеспечение конкурентоспособности выпускника в соответствии с за­просами регионального рынка труда.
4.3.6.   Определять перечень и содержание дисциплин по выбору студента, фа-
культативных дисциплин.
4.3.7.     В случае самостоятельного формирования содержания национально-
регионального (регионального) компонента использовать время, отведенное на
дисциплины национально-регионального (регионального) компонента:
-         на увеличение объема времени на дисциплины федерального компонента;
-         на введение дополнительных дисциплин в циклы общих гуманитарных и социально-экономических, математических и общих естественнонаучных, общепрофессиональных, специальных дисциплин.
 
4.3.8.   При формировании дисциплин по выбору студента, дисциплин специали­зации, дисциплин национально-регионального (регионального) компонента, фа­культативных дисциплин определять время на их изучение в объеме не менее 32 ча­сов.
4.3.9.   Выбирать вид итоговой государственной аттестации из установленных в п. 4.2.5 Государственных требований.
 
4.3.10.    Определять формы проведения консультаций (групповые, индивидуаль­ные, письменные, устные и т.д.).
4.3.11.    Использовать от 10 до 15% от общего объема времени, отведенного на дисциплину федерального компонента, на самостоятельное проектирование допол­нительного содержания образования по дисциплине при условии выполнения ми­нимума содержания образования но дисциплине, указанного в Государственных требованиях.
4.3.12.    Планировать концентрированное изучение дисциплины «Иностранный язык».
4.3.13.    Определять возможность присвоения квалификационных разрядов по одной или нескольким родственным профессиям из числа определенных в п. 4.2.4.
Приложение Рег. № 04-1101-Б 03 апреля 2002 г.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
среднего профессионального образования базового уровня по специальности 1101 Металлургия черных металлов Квалификация техник
Форма обучения очная Нормативный срок обучения 2 года 10 месяцев
на базе среднего (полного) общего образования
 
 
 
 
 
Обязательная
 
 
 
 
 
учебная нагрузка,
 
 
 
 
Макс.
 
часов
 
 
 
 
 
учеб-
 
в том числе
Реко-
 
 
 
ная
 
 
вы-
мен-
 
Элементы учебного
Время
на-
 
 
пол-
дуе-
Индекс
процесса, учебные
в не-
груз-
 
лабор.
нение
мый
 
дисциплины
делях
ка сту­дента, часов
всего
и
практ. заня­тия
кур­совых работ
(курс.
про­ект)
курс изу­чения
1
2
3
4
5
6
7
8
ТО.00
Теоретическое обучение
85
4590
3060
 
 
 
ТО.Ф
Теоретическое обучение — дисциплины федерально­го компонента
 
3750
2910
1116
80
 
ОГСЭ.00
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
 
764
596
364
 
 
ОГСЭ.00
Основы философии
 
 
44
 
 
3
ОГСЭ.02
Основы права
 
 
32
4
 
3
ОГСЭ.03
Русский язык и культура речи
 
 
56
10
 
2
ОГСЭ.04
Иностранный язык
 
 
170
170
 
2...4
ОГСЭ.05
Физическая культура
 
 
170
162
 
2...4
ОГСЭ.06
Социальная психология
 
 
64
10
 
 
ОГСЭ.07
Основы экономики
 
 
 
 
 
 
 
ОГСЭ.08
Основы социологии и поли­тологии
 
 
 
 
 
 
ОГСЭ.
ДВ.00
Дисциплины    по    выбору студента, устанавливаемые образовательным учрежде­нием
 
 
60
8
 
2... 4
ЕН.00
Математические и общие естественнонаучные   дис­циплины
 
196
132
50
 
 
ЕН.01
Математика
 
 
40
20
 
2
ЕН.02
Информатика
 
 
60
30
 
2
ЕН.03
Экологические основы при­родопользования
 
 
32
 
 
3
ОПД.00
Общепрофессиональные дисциплины
 
1490
1142
388
50
 
ОПД.01
Инженерная графика
 
 
100
100
 
2
ОПД.02
Техническая механика
 
 
100
20
 
2
ОПД.03
Электротехника и электро­ника
 
 
100
36
 
2,3
ОПД.04
Материаловедение
 
 
100
30
 
2...4
ОПД.05
Метрология,    стандартиза­ция и сертификация
 
 
60
12
 
2
ОПД.06
Теплотехника
 
 
120
28
30
2,3
ОПД.07
Основы металлургического производства
 
 
80
20
 
2,3
ОПД.08
Химические    и    физико-химические методы анализа
 
 
110
50
 
2,3
ОПД.09
Физическая химия
 
 
110
36
 
2
ОПД.10
Правовое обеспечение про­фессиональной   деятельно­сти
 
 
48
8
 
4
ОПД.11
Экономика отрасли
 
 
80
20
20
4
ОПД.12
Менеджмент
 
 
32
 
 
4
ОПД.13
Безопасность      жизнедея­тельности
 
 
68
20
 
3,4
ОПД.14
Охрана труда
 
 
34
8
 
4
СД.00
Специальные   дисципли­ны
 
1300
1040
314
30
 
СД.01
Металлургия   черных   ме­таллов
 
 
72
12
 
3
СД.02
Электрооборудование    це-
 
 
100
20
 
3,4
 
хов по производству чер­ных металлов
 
 
 
 
 
 
СД.03
Автоматизация технологи­ческих процессов
 
 
110
30
 
3,4
СД.04
Информационные техноло­гии в профессиональной деятельности
 
 
52
44
 
3,4
сд.дс (ДВ).00
Дисциплины специализа­ции, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые образовательным учрежде­нием
 
 
706
208
30
2...4
СД.ДС. 00
Дисциплины специализа­ций
 
 
 
 
 
 
СД.ДС.01. 00
Доменное производство
 
 
640
198
30
 
СД.ДС.01. 01
Технология производства чугуна
 
 
334
138
30
2...4
СД.ДС.01. 02
Технологическое оборудо­вание доменных цехов
 
 
166
30
 
2...4
СД.ДС.01. 03
Механическое и подъемно-транспортное оборудование доменных цехов
 
 
140
30
 
3,4
СД.ДС.02. 00
Производство стали
 
 
640
198
30
 
СД.ДС.02. 01
Технология производства стали
 
 
334
138
30
2...4
СД.ДС.02. 02
Технологическое оборудо­вание сталеплавильных це­хов
 
 
166
30
 
2...4
СД.ДС.02.
03
Механическое и подъемно-транспортное оборудование сталеплавильных цехов
 
 
140
30
 
3,4
СД.ДС.03. 00
Производство стали и ферросплавов в электро­печах
 
 
640
198
30
 
СД.ДС.03. 01
Технология производства стали и ферросплавов в электропечах
 
 
334
138
30
2...4
СД.ДС.03.
02
Технологическое оборудо­вание электросталепла­вильных и ферросплавных
 
 
166
30
 
2... 4
 
цехов
 
 
 
 
 
 
СД.ДС.03. 03
Механическое и подъемно-транспортное оборудование электросталеплавильных и ферросплавных цехов
 
 
140
30
 
3,4
СД.ДВ.00
Дисциплины по выбору студента, устанавливае­мые образовательным уч­реждением
 
 
66
10
 
2... 4
ТО.Р
Теоретическое обучение — дисциплины националь­но-регионального (регио­нального) компонента
 
200
150
 
 
 
ДФ.00
Дисциплины факульта­тивные
 
340
 
 
 
 
К
Консультации (на каждую учебную группу на весь период обучения)
 
300
 
 
 
 
ПП.00
Производственная (про­фессиональная) практика
23/27
 
 
 
 
 
1 вариант
 
 
 
 
 
 
ПП.01
Практика для получения первичных профессиональ­ных навыков
10
 
 
 
 
2,3
ПП.02
Практика по профилю спе­циальности
8
 
 
 
 
3,4
ПП.03
Практика преддипломная (квалификационная)
5
 
 
 
 
4
2 вариант
 
 
 
 
 
 
ПП.01
Практика для получения первичных профессиональ­ных навыков
10
 
 
 
 
2,4
ПП.02
Практика по профилю спе­циальности
10
 
 
 
 
3,4
ПП.03
Стажировка (практика ква­лификационная)
7
 
 
 
 
4
ПА
Промежуточная аттестация
5
 
 
 
 
2...4
ИГА.00
Итоговая государственная аттестация
8/4
 
 
 
 
 
1 вариант
 
 
 
 
 
 
ИГА.01
Выполнение дипломного проекта
6
 
 
 
 
4


 
ИГА.02     | Защита дипломного проекта
2
 
 
 
 
4
2 вариант
 
 
 
 
 
 
ИГА.01
Подготовка к итоговому междисциплинарному эк­замену по специальности
2
 
 
 
 
4
ИГА.02
Итоговый междисципли­нарный экзамен по специ­альности
2
 
 
 
 
4
РВ
Резерв времени образова­тельного учреждения
3
 
 
 
 
2...4
ВК
Время каникулярное
23
 
 
 
 
2...4
 
 
10,5
 
 
 
 
2
 
 
10,5
 
 
 
 
3
 
 
2
 
 
 
 
4
ИТОГО:
147